Посмотрела фильм «Пророк: История Александра Пушкина»: байопик с одним жирным плюсом, рэп-баттлами и Юрой Борисовым

Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова посмотрела премьеру музыкального байопика о великом русском поэте. В роли Александра Сергеевича Пушкина — самый обсуждаемый российский актер и номинант на «Оскар» Юра Борисов. Рассказываю, почему стоит посмотреть необычный биографический фильм с вечеринками в стиле «Великого Гэтсби» и рэп-баттлами.
«Пророк. История Александра Пушкина» (фильм, 2025)
Жанр: драма, мюзикл.
Режиссер: Феликс Умаров.
Актеры: Юра Борисов, Кай Гетц, Роман Васильев, Алена Долголенко, Илья Виногорский и другие.
Солнце русской поэзии взошло над Российской империей в тот момент, когда порог Царскосельского лицея переступил поэт Гавриил Державин. Свободолюбивый и дерзкий Александр Пушкин (Кай Гетц), нарушив все правила элитного учебного заведения, вступает в ожесточенную словесную схватку с преподавателями и высказывает все, что накопилось в душе. Поэтический талант поражает старика Державина, и он благословляет юного поэта.
Временной прыжок — и вот уже повзрослевший Пушкин (Юра Борисов) обжигает глаголами весь Петербург. Молодой повеса и балагур в компании лучших друзей, Ивана Пущина (Илья Виногорский) и Константина Данзаса (Роман Васильев), ведет разгульный образ жизни, наводит суету в высшем обществе и не следит за острым языком. Кого-то он доводит до Киева, а Пушкина прямиком в ссылку на юг, затем — в село Михайловское.
Дальше все идет, как в учебниках литературы: восстание декабристов, протекция нового императора Николая I, цензура, знакомство с любовью всей жизни и роковая дуэль с французом Дантесом.

Режиссер Феликс Умаров рисковал, когда позарился на историю самого Александра Пушкина, возведенного в наших умах до ранга святого. Уложить его насыщенную биографию, наполненную взлетами и падениями, в стандартный полный метр, отразить его пылкую и неоднозначную натуру и, конечно, в полном объеме рассказать о творчестве — задача со звездочкой. Перенести историю жизни Пушкина даже в сериал на несколько сезонов едва ли получится.
Умаров выбрал путь проскакать галопом по самым ключевым эпизодам биографии великого поэта, сделав ставку на музыкальный блокбастер с толикой хулиганства в виде рэп-баттлов. Необычный формат рассказа объективно понравится не всем зрителям. Первые сцены мюзикла и пестрые петербургские вечеринки, отсылающие к «Великому Гэтсби», поначалу смотрятся чужеродно и буквально пинком выбивают из колеи. Если сразу отключиться от сравнений с классическим байопиком, не думать про историческую достоверность и начать просто наслаждаться зрелищем, то «Пророк» подарит массу впечатлений. Это его главный и жирный плюс — сочная картинка и красивое шоу.

В «Пророке» грамотно соблюден баланс между музыкальными номерами и драматической составляющей. Песни и пляски интегрированы в сюжет ровно там, где должны быть. Окажись номеров на один-два больше, это было бы уже утомительно, особенно для тех, кто прохладно относится к жанру мюзикла. Идеологическая рэп-дуэль о свободе и цензуре между Пушкиным и Бенкендорфом и душераздирающее соло о судьбе поэтов — самые запоминающиеся сцены в картине.
В целом, музыкальные вставки за 3-4 минуты в красках отображают огромный пласт жизни Пушкина или общие исторические события. Именно благодаря им фильм не упускает причинно-следственных связей и вводит зрителя, далекого от истории, в контекст эпохи. Даже при условии быстрой смены годов и этапов биографии логика в сюжете не теряется.

Отношения с первой красоткой Петербурга Натали Гончаровой, ее связь с Дантесом и трагическая дуэль, унесшая жизнь поэта, — то, что всегда вызывает самые бурные дискуссии и обсуждения. Эта история о ревности и чести довольно часто показана с одного угла: гулящая жена, подлый француз и вспыльчивый Пушкин. Негласно принято в случившемся винить исключительно Гончарову. В фильме Феликса Умарова события последних лет жизни Александра Сергеевича показаны не так однозначно.
Натали в исполнении молодой актрисы Алены Долголенко предстает как чистое и лучезарное создание с самыми честными глазами. Она не скрывает, что любит проводить время на светских мероприятиях и танцевать на балах, но вынуждена посещать их одна из-за нежелания мужа находиться в обществе. Она всей душой любит своего Сашу и переживает из-за слухов о связи с Дантесом. Тем временем мы смотрим на ситуацию именно глазами Пушкина, который когда-то сам был на месте серцееда, уводящего чужих жен. Не оказывается ли сцена, где Натали танцует в объятиях Дантеса, лишь плодом его воображения, пораженного ревностью? Ответ зритель должен найти сам.

Еще до выхода фильма много споров вызывал выбор Юры Борисова на роль Пушкина. Киношный образ русского поэта прочно склеился с Сергеем Безруковым, который играл его в картине «Пушкин. Последняя дуэль» (2006) и в различных театральных постановках. Актер сам долгое время сомневался, стоит ли ему соглашаться на главную роль такого масштаба. Вопреки всем сомнениям, Борисов словно родился с кудрями и бакенбардами. Его Пушкин получился разным: веселым и жизнерадостным балагуром, опьяненным вдохновением поэтом, счастливым семьянином и отчаявшимся свободолюбом. Внешние различия, которые поначалу сильно бросаются в глаза, постепенно уходят на второй план.

Биографический мюзикл «Пророк» ровно такой же неоднозначный, как и его главный герой. Он делает шаг в сторону от классических байопиков про легендарных личностей, предлагая посмотреть на историю «солнца русской поэзии» под зрелищным и развлекательным углом, при этом не лишенным глубины.
Сюжет | 8 |
Зрелищность | 10 |
Динамика | 9 |
Актеры | 10 |
Итоговая оценка | 9 |