Цой предсказал гибель в автокатастрофе? Посмотрите на эту картину, которую он написал за полгода до смерти

15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Легендарный советский музыкант и лидер группы «Кино» трагически погиб в автокатастрофе на 35-м километре трассы Р-126 в Тукумском районе Латвии. «Москвич-2141», за рулем которого был Цой, выехал на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250» — удар был настолько сильным, что Виктор скончался прямо на месте аварии.
Но в памяти фанатов «Кино» Цой остался не только талантливым музыкантом, но и прекрасным художником. Тяга к живописи появилась у Виктора еще с детства — он рисовал на холсте, пакетах, клеенках, раскрашивал фотографии, сделанные на фотоаппарат Polaroid, и даже использовал фломастеры. А еще увлекался лепкой и резьбой по дереву.
Со временем в Ленинграде Цой стал одним из важнейших представителей творческого объединения «Новые художники», которыми внезапно заинтересовались на Западе. Например, в 1988-м десять картин Виктора выставлялись на экспозиции в Нью-Йорке.
Уже спустя 30 лет после смерти Цоя в петербургской KGallery устроили персональную выставку — там представили его последние работы, которые Виктор не выставлял напоказ при жизни.
«Коллекция абсолютно уникальна тем, что донесла до нас не только художественные произведения, но и быт, и творческую атмосферу мест обитания Виктора Цоя, где он жил и творил последние годы, с 1987-го по 1990-й. Это были московская квартира в районе Беляево и дача в латвийском местечке Плиеньциемс, — рассказывал куратор выставки Дмитрий Мишенин. — Двадцать лет этот архив лежал нетронутым по причинам глубоко личным и поэтому превратился в такую «капсулу времени». Которую я бы сравнил с историей творений Энди Уорхола — тот упаковывал личные вещи в коробки, архивируя собственную жизнь для будущих исследователей его творчества. Но в случае с Цоем это получилось, разумеется, не специально».
Многих поклонников «Кино» удивил один факт — за несколько лет до трагической гибели Цой написал минимум семь картин, центральной темой которых стала дорога. Такой лейтмотив появился у лидера «Кино» еще в 1988-м на картинах «Колхозница» и «Фантом». На первой — женщина в косынке, сидящая за рулем, на второй — будто бы призрак Цоя на пассажирском сидении, смотрящий в окно.
Еще тему дороги можно проследить в картинах «Лабиринт» и «Мегаполис». Но, пожалуй, самое пристальное внимание поклонников привлекла работа Цоя под названием «Дорога». Она была написана весной 1990-го — примерно за полгода до смерти. И стала последней картиной культового музыканта.
«То, что эта картина была последней, сообщает нам цвет красок, оставшихся в баночке из-под черной икры, которую художник использовал как палитру и которая сохранилась до наших дней. Это была весна 1990 года», — утверждал Мишенин.
На ней Виктор изобразил человека в черных очках во время езды по ночному городу. Скорее всего, Цой срисовал себя с поларойдной фотографии того же года, которую специально выделил в черную рамку.
«То, что спустя несколько месяцев жизнь Цоя оборвалась за рулем автомобиля делает эту финальную картину действительно пророческой, — говорил Мишенин. — В момент автокатастрофы Виктор слушал в магнитоле кассету своих коллег по питерскому андеграунду — «Новых композиторов». И звучал трек «Именно сегодня и именно сейчас». И этот факт находится уже за рамками любых случайных совпадений. Когда это было установлено, все произошедшее приобрело форму законченной киноленты со своим специально подобранным саундтреком. И окончательно превратило жизнь Цоя в кино и легенду».