Жизнь

Теперь понятно, почему в поездах СССР чай пили, ставя стаканы в подстаканники. В этом был практический смысл

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Символ СССР!

Подстаканники в поездах — один из самых узнаваемых символов СССР. Сложно представить человека, который хотя бы раз не пил чай из той самой серебристой посуды. До сих пор горячие напитки в некоторых составах подаются именно так — в стакане, вставленном в металлический держатель.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему вообще использовали подстаканники?

shutterstock.com

Идея использовать их впервые появилась еще в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Российской империи Сергея Витте. Как рассказала «АиФ» начальник управления по общим вопросам и взаимодействию со СМИ кольчугинского завода «Электрокабель» Наталья Пфаненштиль, решение было продиктовано жалобами проводников. Стаканы с кипятком сильно обжигали руки, и донести их до пассажиров было крайне сложно. Подстаканники с удобной ручкой решили проблему — теперь проводники могли безопасно разносить горячий чай по вагонам.

Массовый выпуск подстаканников для железных дорог начался в 1924 году. Вскоре появились десятки моделей с гравировками: с видами городов, мостами, узорами и надписями вроде «Пейте на здоровье» или «Кавказъ».

В Советском Союзе такие подстаканники штамповали на десятках предприятий — из меди, никеля, цинка, латуни, мельхиора или нержавейки. Стоили они недешево — от одного до пяти рублей, зато служили десятилетиями!

К 1970–1980-м годам подстаканники в быту начали считать пережитком прошлого, и они остались главным образом на железной дороге. Там же они оказались по-настоящему незаменимы: стеклянные стаканы легко разбивались, но были дешевы, а подстаканники — «вечные», способные прослужить долгие годы. Именно поэтому чай в поездах СССР всегда подавали в них — из практичности, а не только из традиции. Использовать «вечные» подстаканники было гораздо выгоднее, чем, например, хрупкие дорогостоящие чашки.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0