Шевчук угрожал Газманову решить вопрос в темном переулке: зачем он наехал на народного артиста России?

В 1997 году культовая рок-группа «ДДТ» выпустила альбом «Рожденный в СССР», в который включила одноименную песню. Бессменный лидер коллектива Юрий Шевчук написал трек еще в августе 1991-м и, таким образом, посвятил его распаду мировой сверхдержавы. Хотя изначально к известному советскому музыканту обращались с другими намерениями.
«В 91-м мне позвонили и сказали: Юлианыч, надо спеть гимн Советского Союза в стиле диско. Мол, гимн рухнул, СССР уже нет — можно постебаться, — рассказывал Шевчук. — Я отказался. Потому что увидел в этом глумление — есть же бабушки, дедушки, для них в том времени много святого. Вот мы сейчас споем гимн в стиле диско, покакаем, пописаем. Здорово будет? Нет, не здорово. Куда этих людей девать? Мы же им в душу наплюем. Зачем так по-варварски? Я им сказал: что вы ведете себя так же, как те, с кем вы боретесь?»
Уже в 2005-м народный артист России Олег Газманов выпустил свою песню с похожим названием — «Сделан в СССР». Композиция мгновенно стала хитом, но вызвала негодование у Шевчука, который публично обвинил Газманова в плагиате: «Так это же моя «Рожденный в СССР». Украл песню. Мне сразу все так сказали», — возмущался Юрий.
Тут важно отметить, что «ДДТ» впервые исполнили «Рожденный в СССР» в августе 1991-го на концерте в Калининграде, где в том числе присутствовал и Газманов: «Он тогда долго в гримерке сидел, а потом слушал концерт за кулисами. Не знаю, может, тогда слова песни и записал?», — предположил Шевчук в интервью «Фонтанке».
Ответ последовал незамедлительно. Но не от Газманова, а от его директора по связям с общественностью Павла Андреева. Он отправил песни обоих исполнителей на экспертизу в Союз писателей Москвы, а еще дал послушать их некоторых композиторам, что бы те оценили с профессиональной точки зрения и вынесли вердикт.
«Строчка «Мы почти все рождены в Советском Союзе», это, что называется, близко лежит и является некоторым клише, которое могут использовать все без исключения граждане СССР, — сказала первый секретарь Союза писателей Москвы Римма Казакова. — Тогда уж, извините, надо запретить поэтам пользоваться некоторыми расхожими рифмами и словами на том основании, что они уже были в чьих-то стихах. Нельзя рифмовать «кровь — любовь», ибо это было у Пушкина, или «жди — дожди» — это было у Симонова. И вообще: забудем слова «родина», «свобода», «счастье» и так далее… Все это было».
Ее поддержал и профессор Музыкального училища имени Гнесиных Александр Флярковский: «Не нахожу плагиата. Обе песни написаны в стиле «рок». Совпадение — музыкальное — в сопроводительной метроритмике и использовании систем ударных».
Затем Андреев позвонил директору Шевчука Александру Тимошенко и предложил, чтобы музыканты спокойно поговорили по телефону и уладили конфликт. Газманов заявил, что простит лидера «ДДТ» только в том случае, если тот публично извинится перед ним в прессе.

«Я не хочу скандала, мне кажется, лучше все выяснить цивилизованным путем, — говорил народный артист России. — Если Юрий Юлианович извинится передо мной на страницах «Комсомольской правды», то конфликт будет исчерпан. Если же этого не последует, то мы будем решать дело согласно действующему на территории РФ законодательству».
Но, видимо, эти слова еще больше задели Шевчука. Потому что лидер «ДДТ» первым подал на певца в суд, а затем и вовсе предложил ему решить вопрос в темном переулке:
«Телефона Газманова я не нашел. Позвонил его директору, оставил свой номер и сказал: «Если твой певец чем-то недоволен, то пусть позвонит и мы решим этот вопрос в темном переулке». Он так и не позвонил. Газманов — певец кремлевский, пафосный. Его творчество лежит за пределами моего представления об искусстве», — твердил Юрий.

В итоге спустя время Шевчук отозвал иск, но извиняться перед Газмановым не стал. Он еще раз обвинил того в плагиате, а затем неожиданно получил встречный иск: «Я не буду опускаться до уровня Газманова и оспаривать очевидные вещи. Песня все равно моя!», — подытожил Юрий.
Оба музыканта так и не пришли к компромиссу. Со временем о скандале все позабыли, а вот в интернете появилась версия, что и Шевчук, и Газманов могли своровать концепцию песни у легендарного Брюса Спрингстина. В 1984-м американский рок-исполнитель выпустил альбом «Born in the U.S.A.», куда вошла и одноименная песня. Пластинка, кстати, стала самой успешной в карьере Спрингстина.
Возможно, Газманов вдохновлялся не только песней «Born in the U.S.A.», но и образом Спрингстина. После просмотра их видеоклипов в глаза сразу же бросается повязка на голове: только у Брюса она черного цвета, а у Олега — красного. Хотя может быть это всего лишь совпадение.
Еще про скандалы в СССР:


