Почему скрипку называют инструментом дьявола: все из-за старинного мистического поверья
Испокон веков считается, что у музыкальных инструментов есть душа, особенно когда речь идет о скрипке — ей столетиями приписывают мистическое значение и называют инструментом дьявола. У происхождения этого сравнения существует множество версий, и все они, как ни странно, связывают человека с владыкой ада. Изящная форма инструмента и магический завлекающий тембр создают впечатление, что смастерить скрипку и породить ее неземную музыку могла только какая-то высшая сила.
По версии самой известной легенды, дьявол однажды полюбил земную девушку и попытался завладеть ей, но не встретил взаимности. Тогда в отчаянии или гневе князь тьмы превратил возлюбленную в музыкальный инструмент, форма которого так похожа на женское тело, а голос — на плач.
Ещё одно популярное европейское предание — история о красной скрипке. Если верить легенде, то в 17 веке в жизни скрипичного мастера Николо Буссотти произошла страшная трагедия — его горячо любимая жена скоропостижно скончалась. Обезумев от горя, мужчина закрылся в мастерской и за ночь завершил дело всей жизни — создал безупречную скрипку, добавив в лак кровь своей возлюбленной. Душа умершей женщины обрела вечный приют внутри скрипки и стала мстить всем музыкантам, которые играли на ней.
Зачастую в сказаниях повествуют о чертовых пирушках, на которые нечистые заманивают скрипачей. Выбраться из лап бесов оказывается непросто, а в худшем случае музыкант навечно остается личным бардом для нечисти. Однако все эти легенды подкрепили и реальные истории.
Яркий пример тому — виртуозный музыкант Джузеппе Тартини, который сам рассказывал о том, что во сне продал душу дьяволу за талант. Владыка ада сыграл для скрипача такую неземную мелодию, что от одного ее звучания можно было лишиться дара речи. Проснувшись, композитор сразу же попытался запечатлеть сон и создал лучшее свое произведение — «Дьявольскую трель».
Окончательно же укоренил слухи о связи скрипки с дьяволом знаменитый маэстро Никколо Паганини. Невероятный талант музыканта и его самобытную внешность объясняли исключительно связью с нечистым. Сам скрипач поддерживал ходившие о нем слухи и обещал рассказать секрет своего мастерства, когда закончит музыкальную карьеру. Эта мистификация привела к тому, что епископ Ниццы отказался отпевать Паганини после смерти, и окончательное захоронение праха музыканта произошло только через 56 лет.
Подкинул дров в огонь и талант, с которым создается скрипка. Одного из знаменитых мастеров, Джузеппе Гварнери, обвиняли в связи с потусторонними силами еще при жизни. Считалось, что из-за договора с орденом иезуитов создатель был вынужден продавать им скрипки за бесценок. Это подтолкнуло мастера на сделку с дьволом, благодаря которой инструменты обрели особые свойства.
В конечном итоге, искать причину слухов и легенд вокруг инструмента стоит в его происхождении. С момента появления небольшая и удобная для переноски скрипка долгое время использовалась на праздничных гуляниях и карнавалах. Из-за такой общедоступности она считалась инструментом простолюдинов и противопоставлялась возвышенной церковной музыке. Не исключено, что сама мелодичность и завораживающее звучание скрипки породили ее сомнительную репутацию.