Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Жизнь
18 января 2024, Четверг, 15:30

Почему Пушкин отдавал идеи произведений Гоголю, а не писал сам: «Малорос обирает меня так, что и кричать нельзя»

Изображение создано с помощью Midjourney
Поделиться
Комментарии
Точно гений!

Николай Васильевич Гоголь — автор, который явно выделяется из всех своих коллег своей эпохи. Он любил хорошую комедию, он любил мистику (или как сейчас говорят — хорроры). Его произведения сложно спутать с чьими-то другими.

Но как оказалось, придумывал все Гоголь не сам. Писал, развивал мысли, конечно, самостоятельно. Но конкретно идеи некоторых его хитов принадлежат не ему. Как минимум два произведения — «Мертвые души» и «Ревизор» — родились благодаря другому великому русскому писателю Александру Пушкину.

Собственно, Николай Васильевич это и не скрывал.

«[Пушкин] отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет «Мёртвых душ» <…> Мысль «Ревизора» принадлежит также ему», — писал Гоголь в своей «Авторской исповеди» в 1847 году.

А теперь к подробностям.

Подтверждает данную теорию и литературный критик Павел Анненков в очерке «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года», который вышел в 1857 году: «Известно, что Гоголь взял у Пушкина мысль «Ревизора» и «Мёртвых душ», но менее известно, что Пушкин не совсем охотно уступил ему своё достояние. Однако ж в кругу домашних Пушкин говорил, смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Сложно сказать, «украл» ли Гоголь данные идеи или Пушкин сам ему дал. На каждую из версий есть своя доказательная база. Например, в черновиках Александра Сергеевича, которые были опубликованы в начале ХХ века и правда значится план произведения, которое удивительным образом похоже на начало и «Мертвых душ», и «Ревизора»:

«Криспин приезжает в Губернию на ярмонку — его принимают за < нрзб>… Губерн< атор> честной дурак — Губ< ернаторша> с ним кокетнич< ает> — Криспин сватается за дочь».

С друго стороны, в 1880 году было опубликовано письмо Гоголя Пушкину, которое намекает на то, что Николай Васильевич сам попросил Александра Сергеевича о помощи.

«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию <…> Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее чёрта. Ради Бога. Ум и желудок мой оба голодают», — говорится в письме.

Сам Пушкин тоже не скрывал, что идея «Ревизора» принадлежит ему. По крайней мере, если верить воспоминаниям Василия Любича-Романовича, который в середине 1830-х жил в Петербурге и плотно общался с Пушкиным. По его словам, Александр Сергеевич говорил следующее: «Ревизор» — тоже моя идея. Это как раз относилось к двадцатым годам, когда я был в Новороссии… Тип Хлестакова у меня был намечен в живом лице… Это своего рода Митрофанушка, только более обтёсаный и менее отрочен… Но по своему характеру также наивен и скромен, чего, однако, Гоголь не дал своему Хлестакову, вложив в его речь дозу нахальства и уверенной глупости… Да, именно «уверенной глупости», потому что Хлестаков сознаёт своё глупое положение среди семьи глупого городничего, но всё-таки его поддерживает, уверенный в том, что его глупый ум, по сравнению с глупостию уездного начальства, много значительнее…»

Какими бы стали эти произведения, напиши их Пушкин, сейчас можно только догадываться. Но даже так Александру Сергеевичу стоит сказать спасибо! Без его помощи мы бы лишились двух прекрасных сюжетов.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0