Эту деталь на картине великого Ван Гога не замечают, но в ней — особый смысл: художник все объяснил в письме

Великие художники нередко закладывали в свои полотна больше, чем можно заметить с первого взгляда. Ван Гог — один из тех, кто писал не просто красками, но идеями, чувствами, образами. Его портрет Августины Рулен, известный под названием «Колыбельная», на первый взгляд — обычный женский образ в цветочном интерьере. Но есть в нем одна деталь, которая способна изменить восприятие всей картины.

Что за деталь?
Ван Гог написал этот портрет в январе 1889 года в Арле. На нем изображена Августина Рулен — жена местного почтальона и подруга художника. Женщина недавно родила третьего ребенка, и Ван Гог видел в ней образ матери.
На картине мадам Рулен сидит на фоне ярко-зеленой стены с узором цветов. В руках у нее — плетеная веревка. Для современного зрителя веревка никак не ассоциируется с материнством или колыбелью. Но в то время ее использовали, чтобы раскачивать люльку на расстоянии. Держа конец веревки, мать могла укачивать ребенка, занимаясь другими делами. Таким образом, перед нами — не просто женщина, а та, кто укачивает. Собственно, la berceuse по-французски означает и «колыбельная песня», и «женщину, качающую колыбель».
Это не случайная деталь. Ван Гог хотел, чтобы зритель, глядя на эту веревку, интуитивно понял: движение продолжается за рамками картины. Интересно, что для художника в этом был особый смысл, о котором он рассказал в письме брату.
Больше, чем портрет
В письмах к брату Тео художник поделился, что мечтал, чтобы картину повесили в каюте рыбацкого судна, где «меланхоличные и уставшие моряки могли бы почувствовать себя, будто их качает колыбель». Сама Августина должна была олицетворять это чувство — заботы, покоя, возвращения к чему-то родному, защищенному.
«По поводу этой картины я как-то заметил Гогену, что, поскольку мы с ним часто говорим об исландских рыбаках, об их меланхолическом одиночестве и полной опасностей жизни в безрадостном море, мне, как следствие этих задушевных бесед, пришла мысль написать такую картину, чтобы, взглянув на нее в кубрике рыбачьего судна у берегов Исландии, моряки, эти дети и мученики одновременно, почувствовали, что качка судна напоминает им колыбель, в которой когда-то лежали и они под звуки нежной песенки», — писал художник.
В этой детали и есть задумка художника. Веревка, качающая колыбель, превращает статичный портрет в действие: зритель не просто смотрит на женщину, но ощущает баюканье. Этот повторяющийся жест, понятный в любой культуре и эпохе. Сегодня, в мире тревожности, перегрузки и одиночества, эта деталь особенно трогает.
Однако как на эту картину реагировали бы современные Ван Гогу рыбаки — неизвестно. Сложно поверить, что истощенные от тяжелого труда, пытавшвиеся заработать хоть какую-то копейку моряки находили бы успокоение в этом объекте искусства с настолько тонким смыслом, а не в бутылке чего-то горячительного.
А вы как думаете?


