Жизнь
28 февраля 2025, Пятница, 19:45

Этот русский обычай на Масленицу сегодня назвали бы варварством: зачем люди в старину бегали за черной собакой?

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
В этом был жуткий смысл.

Масленица — праздник с блинами, гуляньями и весельем. Однако, если перенестись на сотню лет назад, в одну сельскую глубинку, можно было бы увидеть весьма необычное и, с точки зрения современного человека, жестокое зрелище. Только представьте себе, толпа мужиков, мальчишек и подростков носится по улице, огородам, дворам, потрясая палками и кнутами, а впереди, путаясь в сугробах, мчится черная лохматая собака. Это не сцена из какого-нибудь фольклорного фильма ужасов — так выглядел реальный масленичный обряд, который назывался «гонять собак».

Ритуал из древности

Этот обычай был описан священником Михаилом Миловановым в «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1900 год. Он наблюдал его в одном из селений Тамбовской епархии, а также отмечал, что в селе Новогаритово Козловского уезда (ныне территория Мичуринского района) эта практика сохранялась вплоть до конца XIX века.

Сам ритуал выглядел так: «Вот здесь большая толпа ребятишек и подростков-женихов с палками и кнутами бегают за измученной собакой и перегоняют ее от одного дома к другому, с одного огорода на другой… погонять свою собаку на масленицу считалось за великое дело, особенно, если собака была черная да лохматая, и за это дело принимались и большие, и малые. бывало, по улицам и огородам только пятки сверкают да бороды трясутся» (из статьи «Идиоматика и обряд: обычай «Гонять собак» на Тамбовщине» кандидата исторических наук Владимира Серафимовича Бузина).

shutterstock.com

Сегодня подобное действо могло бы вызвать массовое возмущение и обвинения в жестокости к животным. Но наши предки были не так жестоки, как может показаться на первый взгляд. Они просто жили в мире, где магия и сакральные обряды играли не меньшую роль, чем физический труд.

В чем суть обряда?

Чтобы понять, зачем люди гоняли несчастное животное по деревне, стоит обратиться к традиционным представлениям о собаках в русской культуре. Они всегда воспринимались двояко. С одной стороны, это верный друг и защитник, с другой — существо, связанное с потусторонним миром. Народные поверья утверждали, что собака может чувствовать смерть: «Собака воет к покойнику», а если она прикоснется к еде, то пища считается оскверненной.

По мнению этнографов, таких как С. А. Токарев, эта отрицательная символика во многом связана с представлением о собаке как о стражнике загробного мира. Именно поэтому в славянской мифологии существует множество ритуалов, связанных с собаками и смертью. Например, остатки питья после больного выливали на собаку: если она отряхнется — человек выздоровеет, если нет — к худу.

Таким образом, смысл обряда «гонять собак» на Масленицу становится понятен. Это был символический акт избавления деревни от всего нечистого, от болезни, смерти и злых духов. Особенно важно было прогнать черную собаку — ведь черный цвет в народном сознании ассоциировался с чем-то зловещим и загробным.

А что сегодня?

Современному человеку такой ритуал, конечно, кажется диким, но он хорошо демонстрирует, как много изменилось в нашем мировосприятии. В XIX веке ни у кого не вызывало вопросов, что Масленица — это не только праздник блинов, но и время магических ритуалов, очищающих деревню перед началом весны. Сегодня же эта архаичная символика практически стерлась, уступив место более безобидным развлечениям вроде катания с горок и сжигания чучела Зимы.

Тем не менее, память о подобных обрядах — важная часть культурного наследия. К счастью, сегодня питомцы могут выдохнуть с облегчением, а Масленица по-прежнему остается временем проводов зимы и встречи весны. Ну а если в вашем дворе воет собака — не спешите паниковать. В конце концов, может, она просто требует свою порцию «блинов»?

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0