Теперь понятно, почему на Масленицу принято есть блины: многие даже не догадываются, откуда пошла традиция

Хотя в наши дни масленица остается народным праздником, ее нынешняя популярность не идет ни в какое сравнение с прежними временами. Наши предки отмечали ее настолько хлебосольно и широко, что сравнить Масленицу прошлого можно разве что с современным Новым годом.
Одну причину значимости Масленицы выделить нельзя — праздник был комплексным. Во-первых, Масленичная неделя подразумевала важный ритуал сжигания чучела. Во-вторых, когда-то на Масленицу выпадало еще и начало нового года.
В-третьих, Масленица была тесно связана с культом предков и поминовением усопших.
О первых двух факторах мы поговорим в других материалах. Остановимся на третьем и выясним, почему же традиционным блюдом Масленицы стали блины.

Как мы уже сказали, на Масленичную неделю было принято поминать предков. Главными ритуальными блюдами для этой цели у славян являлись кутья и блины, игравшие при этом разными роли:
— Блины должны иметь другое обрядовое значение, чем кутья, так как они не взаимозаменимы, а употребляются параллельно. По-видимому, блины — древнейшая форма печеной мучной еды. Когда еще не умели печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким образом, блины по происхождению — не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение, — писал об этом Владимир Пропп в книге «Русские аграрные праздники».
Известно, что блины не только ели. Например, в Тамбовской и некоторых других губерниях было зафиксировано, что первый испеченный на праздничной неделе блин клали на слуховое окошко избы «для душ родительских».
То есть одной из важных составляющих Масленицы являлось поминовение усопших, а блины в этом случае — незаменимый обрядовый атрибут.

Отдельно проиллюстрируем, что вспоминали о своих предках восточные славяне, не только поедая блины и символически откладывая их в сторону. Праздничная неделя подразумевала и другие ритуалы. Мы приведем свидетельства исследователя Максимова из книги «Нечистая, неведомая и крестная сила»:
«Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками… Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли».
Таким образом, Масленица изначально была куда более серьезным праздником, чем большинство воспринимают ее в наши дни.
Подписывайтесь на телеграм-канал автора «Я — русский, я велик и могуч»