Sport24109316RUРоссия, МоскваВолгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logohttps://cdn-a.sport24.ru/public/src/assets/favicon/512x512.png
Жизнь
2 июля 2024, Вторник, 14:50

Это постыдное прозвище в СССР получали дети из Ленинграда: вот почему их так выделяли

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Пуркумщики!

В советские времена в Ленинграде существовало удивительное явление, которое стало частью городской культуры 1970-х годов. На улицах города часто можно было услышать необычное слово — «пуркумщики». Кто это и почему их так прозвали?

Пуркумщиками в то время в шутку называли ленинградских подростков, которые обменивались жевательной резинкой с финскими туристами. Это был своеобразный первый опыт предпринимательства для мальчишек того времени.

Жевательная резинка становилась для многих способом получить заветные яркие картинки-вкладыши. Многие дети составляли собственные альбомы с такими вклейками. В детской среде картинки из-под жвачки даже были собственной валютой. И иностранная жвачка с необычными картинками становилась особенно ценной.

shutterstock.com

В официальной прессе такое хобби резко порицалось. Кандидат педагогических наук Алексей Валерьевич Кудряшев, автор статьи «Жевательная резинка в контексте повседневности советских школьников», цитирует журналиста того времени:

«Такое хобби неоднозначно воспринималось, расценивалось даже как идеологически чуждое, чувством собственного достоинства, лишь бы только добыть жвачку. Я не раз был свидетелем отвратительных сцен, когда подросток выпрашивал, используя скудный запас иностранных слов, у зарубежного гостя резинку, предлагая в обмен любой из своих сувениров».

А вот виноватыми делали родителей, «которых не интересует, как далеко зашли неуправляемые увлечения их детей» (там же).

Интересно, что ленинградских подростков назвали пуркумщиками из-за одного финского слова.

«Они бегали за финскими тургруппами и кричали «пуркуме, пуркуме», что по-фински означает жевательную резинку. Девочки во всем этом не участвовали. Как тогда, так и сейчас — они более законопослушны и обычно не рискуют пускаться в такие предприятия», — вспоминает историю российского филолога Константина Богданова профессор Борис Куприянов в монологе для издания «Мослента».

Так история пуркумщиков стала частью уникальной культуры города, отражая особенности жизни и взаимодействия советских детей в 1970-х годах.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0