Думаете, «Мона Лиза» была так популярна всегда? А вот и нет: все изменил один случай

Несколько лет назад, проанализировав данные поисковых запросов в интернете, аналитики пришли к выводу, что самым известным произведением искусства в мире является картина «Мона Лиза», полное название которой — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».
С загадочной улыбкой Джоконды действительно знаком, наверное, любой человек, хоть в какой-то мере интересующийся тем, что происходит за пределами его квартиры. Правда, насчет подробностей создания картины в курсе куда более скромная по охвату аудитория.
Натурщицей, позировавшей Леонардо да Винчи, считается Лиза Герардини. Принято полагать, что она была женой флорентийского купца Франческо дель Джокондо. А еще «Мона Лиза» действительно уникальное произведение искусства, ведь эта картина является самым ранним известным итальянским портретом.
Тем удивительнее, что с хранившимся в Лувре с 1804 года шедевром по-настоящему широкие массы познакомились лишь в прошлом веке.

Об этом мало кто знает сейчас, но своей популярностью «Мона Лиза» обязана скандалу. 21 августа 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» был похищен из легендарного парижского музея. О краже писали во всех СМИ, поэтому картина быстро набирала популярность.
В результате начавшегося расследования был задержан даже великий Пабло Пикассо, который, впрочем, вскоре доказал свою невиновность. Поиски продолжались на протяжении трех лет. В конечном итоге настоящий преступник был найден — им оказался декоратор Лувра Винченцо Перуджа. Как у него это получилось?
Дело в том, что тогда «Мона Лизу» не охраняли так пристально, как в наши дни. Перуджа укрылся в музее вечером и украл картину утром следующего дня, когда выставка была закрыта. Декоратор вынес картину из зала, спрятав ее под рабочим халатом и сняв с нее наружный деревянный каркас. После этого Перуджа покинул музей, оставив произведение искусства в шкафу на сыром чердаке.
Свои мотивы Винченцо объяснил патриотическим возмущением. Он очень хотел вернуть легендарный портрет в родную Италию. Собственно, его поймали при попытке продать картину арт-дилеру во Флоренции Альфредо Джери.
Учитывая отчасти благородные мотивы декоратора, серьезного тюремного срока он не удостоился — посидеть за решеткой ему довелось всего несколько месяцев. В 1914-м «Мона Лиза» вернулась в Лувр и благодаря недавнему похищению стала самой узнаваемой картиной в мире.
К сожалению, это обеспечило сотрудникам Лувра в том числе дополнительные испытания касательно охраны этого произведения искусства. Вот сколько всего пришлось пережить портрету впоследствии:
- В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил ее кислотой.
- 30 декабря 1956 года боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в нее камень и повредил красочный слой у локтя. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило ее от дальнейших серьезных атак.
- В апреле 1974 года на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов (которых не пускали на выставку, чтобы увеличить пропускную способность зала), попыталась распылить из баллончика красную краску.
- 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой.
Однако больше «Мону Лизу» никто не похищал. Теперь сделать это, наверное, попросту невозможно.