Оказывается, Деда Мороза придумали уже в СССР: на Руси его звали иначе и не приглашали на Новый год
Задумывались ли вы когда-нибудь, как выглядел Дед Мороз в древности? Откуда он появился и почему его зовут так, а не иначе? Вы удивитесь, когда узнаете, что этого зимнего добряка в прошлом вовсе не существовало. Современный образ дедушки, дарящего подарки, был придуман в СССР. А вот прообразом для него послужили вовсе не языческие представления, как думают многие.
Древний ритуал — истоки Деда Мороза
В древности зима была временем, когда русские крестьяне особо остро ощущали связь с миром природы и потусторонним. Святки — период от Рождества до Крещения — считались временем, когда границы между нашим миром и миром духов становились особенно тонкими. Это открывало путь не только для веселья, гаданий и игр, но и для обрядов, направленных на установление баланса между человеком и силами природы.
Одним из таких обрядов было приглашение Мороза на праздничное угощение, которое проводилось в надежде на его благосклонность. Мороза представляли в виде умершего предка, который мог повлиять на будущий урожай и общее благополучие семьи. К праздничному столу подавали кутью, блины или кисель — традиционную поминальную пищу — и обращались к нему уважительно: «Пан Мороз» или «Мороз Васильевич», прося его не навредить посевам и защитить хозяйство. Обряд сохранился в некоторых деревнях в XVIII–XIX веке.
Однако Мороз в этом действии не был похож на современного зимнего дарителя подарков. Напротив, крестьяне приносили дары ему, чтобы заслужить его расположение. Это символическое взаимодействие с духами напоминает современные традиции ожидания новогоднего чуда, хотя в древности это чудо выражалось скорее в благополучии, чем в материальных дарах.
В литературу из народа?
Самыми первыми прообразами Деда Мороза некоторые исследователи называют мифологических персонажей — Студенца, Карачуна, Трескунца. По мнению специалистов, эти имена принадлежали одному мифическому персонажу, но каждое отражало его разные проявления: Карачун, согласно народным преданиям, обитал под землей и властвовал над суровыми морозами; Трескунец, как подсказывает имя, управлял сильными, трескучими морозами; Студенец выступал покровителем зимнего холода и морозов.
Тем не менее, исследователи, упоминающие Карачуна и его «собратьев», не приводят никаких авторитетных источников, доказывающих существование этих персонажей. А некоторые их коллеги и вовсе опровергают существование подобных существ.
«На самом деле в XVIII–XIX веках русские крестьяне не знали никакого Деда Мороза — даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок — это божества, которым когда-то поклонялись (не существовало же культа Бабы-яги, а в сказках она есть)», — объясняет антрополог Александра Архипова (признана иноагентом) в издании Arzamas.
Интересно, что первым шагом к созданию более «доброго» образа зимнего духа стала сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского (1841). Этот персонаж, основанный на народных мотивах, был воплощением зимы, который проверял детей на трудолюбие, честность и смирение. Однако связи с Рождеством или Новым годом у него не было.
Мороз Иванович Одоевского давал девочкам задания, связанные с ведением хозяйства, за выполнение которых трудолюбивую героиню вознаграждали, а ленивую — наказывали.
Затем в сборнике 1856 года «Народные русские сказки» Афанасьева появляется сказка «Морозко». В ней главной фигурой является дух зимы, представленный как суровый и местами жестокий старик. Он испытывает героинь, подвергая их леденящему холоду, и щедро вознаграждает тех, кто проявляет смирение, терпение и трудолюбие.
В 1863 году Николай Некрасов создал поэму «Мороз Красный Нос», где зима олицетворялась в образе сурового воеводы Мороза. Его описание вошло в школьные хрестоматии и стало неотъемлемой частью русской культуры.
«Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ», — так описывался Морозко у Некрасова.
Эти интерпретации народных историй стали основой образа будущего Деда Мороза.
От литературного образа к рождественскому украшению
Во второй половине XIX века вместе с немецким обычаем украшать елку на Рождество в российских городах появился традиционный элемент декора — фигурка Мороза Ивановича. Украшение изобразило его как покрытого инеем старика — символ зимы. Однако ни сам персонаж, ни украшение не были связаны с Новым годом, который в то время оставался сугубо светским праздником.
Рождение главного новогоднего символа
Современный образ Деда Мороза сформировался только в советскую эпоху. До 1930-х годов большевики активно боролись с религиозными праздниками, в том числе с Рождеством. Однако в 1935 году Сталин инициировал возвращение праздничных традиций в новой интерпретации. Новый год стал официальным праздником, а Дед Мороз стал его главным героем.
«Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению новогодних елок, на которых миллионы детских голосов сольются в единой песне со взрослыми, песне нашей силы и мощи, песне победы, песне, славящей великого вождя народов товарища Сталина», — из методички «Новогодние елки. В помощь пионервожатому».
В 1937 году в Колонном зале московского Дома Союзов прошла первая новогодняя елка, где Дед Мороз впервые предстал в привычном образе: добрый старик с посохом и мешком подарков, в сопровождении Снегурочки. Новый год стал коллективным ритуалом, объединившим советских граждан.
Зачем нужен был Дед Мороз?
Советская власть активно использовала образ Деда Мороза для укрепления идеи единства народа. Новый год, празднуемый с одинаковым размахом во всех республиках СССР, должен был формировать чувство коллективной идентичности. К тому же, чтобы получить подарок, многие детишки должны были хорошо себя вести в течение года и прочитать стихотворение, спеть или станцевать, то есть показать свои умения и готовность быть порядочным членом общества.
Организация праздников, в которых дети встречались с Дедом Морозом, была важным элементом пропаганды. Даже во время войны традиция сохранялась: елки проводили в блокадном Ленинграде и лагерях ГУЛАГа. Персонаж стал настолько популярным, что уже в послевоенные годы родители сами начали приглашать переодетых Дедов Морозов для домашних праздников. А сейчас без Деда Мороза и вовсе невозможно представить ни один Новый год в России.
Удивительно, что всеми любимый персонаж появился около 100 лет назад. Кажется, он был с нами всегда.