В фигурном катании испортили крутую идею. Штаб Тутберидзе заставил ненавидеть красочный элемент
Фигурное катание постоянно меняется. Чаще всего замечают технический прогресс — изучение и внедрение новых сложных прыжков, положений во вращениях и дорожке шагов. Сами программы и их наполнение также трансформируются. Теперь просто красиво кататься уже недостаточно, хореографы и сами спортсмены внедряют современные стили, перенимают движения с «паркета».
Совсем недавно появился тренд и на акробатические элементы. Самый яркий пример — сальто. Изначально его запретили из-за опасности и штрафовали за исполнение, но Адам Сяо Хим Фа вынудил ISU разрешить этот элемент.
Не секрет, что все следят друг за другом и перенимают фишки, идеи и какие-то особенно хорошие идеи. Однажды трендсеттером стали танцы на льду. Лайла Фир и Льюис Гибсон в программе использовали борт, что теперь стало обыденностью для всех видов. Так было и с элементом «колесо», которое почти не встречалось в программах. Раньше всех его вставил Кевин Аймоз, но его постановки наполнены фишками, поэтому и колесо в его исполнении изначально осталось незамеченным.
Одновременно две одиночницы решили использовать этот элемент, с чего и началась основная волна популярности. В 2020 году Евгения Медведева вставила колесо в хореографическую дорожку своей произвольной программы. К сожалению, на открытых прокатах фигуристка неудачно его исполнила, а после завершила карьеру. В итоге зрители смогли увидеть эту постановку только в формате показательного номера.
Тогда же японка Рика Кихира в своей короткой программе исполняла колесо, только с опорой на одну руку и сразу после вращения. Одновременно это усложнило элемент и украсило программу. Получается, впервые эту идею использовали в сезоне 2020/21, что привело к настоящему помешательству.
Надо понимать, что все движения и хореографические последовательности имеют свою эмоциональную окраску. В веселой и ритмичной программе будут нелепо смотреться плавные движения корпуса и рук, а забавные растанцовки абсолютно не впишутся в лирику. Для этого и существует вторая оценка, чтобы объективно рассмотреть программу и ее соответствие музыкальному сопровождению.
Акробатические элементы, как колесо и сальто неорганично выглядят в лирике. У Медведевой программа была под музыку из Цирка Дю Солей, а у Кихиры — мощная неоклассика. Колесо раньше исполнял Нейтан Чен в ярких показательных номерах, чтобы развлечь зрителей. Сейчас оба эти элемента потеряли изначальную эмоциональную окраску для специалистов, будто это что-то нейтральное.
Чаще других этим начали пользоваться ученики группы Этери Тутберидзе. В олимпийском сезоне Морису Квителашвили для короткой программы выбрали песню «Tout l'univers» исполнителя Gjon's Tears. Это хорошая лирика, в кульминацию которой решили вставить колесо. Это сразу сбивало градус напряжения и серьезности, которое создавалось хореографией до этого момента. Можно сказать, что здесь использование акробатики все испортило.
Теперь же у каждой ученицы Тутберидзе в одной из программ стоит этот элемент без какой-то привязки к истории. Для главной звезды штаба Аделии Петросян поставили мощную короткую под лирику, которая должна раскрывать фигуристку по-новому. У нее такая же проблема, как и у Мориса — в кульминационный момент Петросян исполняет колесо. Зачем? Почему? Это не выглядит как часть программы, а демонстрация умений. Каждое следующее колесо от Тим Тутберидзе уже не вызывает никакой другой эмоции, кроме раздражения.
Любая новинка в фигурном катании «живет» несколько выступлений. Колесо вызывало эмоции только в самом начале, когда это была фишка определенной программы. Теперь такой крутой акробатический элемент превратился в клише, которым совершенно не умеют пользоваться.