Лучших фигуристов России губит переход к Жулину и огромное эго. Если нас вернут в мир, там им будет больно
Сезон в российском фигурном катании официально стартовал с этапов Гран-при. Турнир в Магнитогорске получился ярким на эмоции, в некоторых видах даже была настоящая интрига, в том числе и в танцах на льду. Но по-прежнему к ним остаются самые большие вопросы.
Одной из главных проблем этого цикла и всего периода отстранения России от международной фигурки являются манипуляции со стороны судейской бригады. Чаще всего оценки искусственно завышаются, чтобы создать иллюзию реального соперничества с мировыми топами. Сейчас сборная находится в упадке из-за большого количества перестановок, смены поколений. Дуэты долго нарабатывали мастерство, а после распались, из-за чего всю подготовку надо начинать сначала. Кто-то вообще закончил в раннем возрасте, и в целом средний возраст наших танцев чуть выше юниорского. Есть время для прогресса, если все наберутся терпения, а не будут разбегаться после 1-2 сезонов. Всем тем, кто будет претендовать на медали Олимпиады-2026, далеко за 30 лет. Речь и о Чок/Бейтс, и Гиллес/Пуарье, и Гиньяр/Фаббри.
У нас самые опытные на данный момент — Александра Степанова (29 лет) и Иван Букин (31 год). И на своем пике они успешно конкурировали с американцами, канадцами и итальянцами. Но с той поры прошло несколько лет, и расстановка сил поменялась. Степанова/Букин выступают вместе уже 17 лет, они долго были в европейском топе. После олимпийского сезона дуэт взял перерыв, партнерша родила, после чего они внезапно сменили тренерский коллектив. Понятно, для чего это было сделано. Парам Жулина никогда не жалели баллов, причем не только в России. Его команда славится классной техникой. А как раз в плане скольжения к Степановой и Букину часто предъявляли претензии. Но такая кардинальная смена вектора развития не всегда приносит ожидаемый результат. Надо полностью подчинить себя переформатированию на льду, ментальной перестройке, причем обстановка отстранения точно не идет в плюс мотивации, и не только спортсменов, но и специалистов. Этот трансфер был невероятным риском. И пока он вообще себя не оправдывает.
Год назад Александре и Ивану можно было простить несовершенства, так как они только вышли после перерыва, не сразу удалось набрать нужную физическую форму. В общем, сезон был вкаточным, пусть они и собрали все титулы в России. Соперников-то, по сути, не было. Но уже сейчас, после первого этапа Гран-при России-2024 очевидно, что вернуться на прежний уровень им будет практически невозможно. По крайней мере, до момента нашего возвращения.
На открытых прокатах Степанова/Букин представили новые программы. Они намного слабее того, что показывали фигуристы в предыдущем тренерском штабе. Александр Жулин меньше экспериментирует в постановках, использует привычные схемы и позиции. В Санкт-Петербурге Александра и Иван решили усложниться, поставили твизлы в конец произвольного танца. Это было серьезный риск, так как такое положение достаточно сложное. В тот момент они хотели усилить контент и показать свой реальный уровень.
В Магнитороске проблемы начались еще в первый день. С ритмическим танцем фигуристы не справились. Степанова совсем была не в ногах, не могла даже четко выполнить базовые шаги, постоянно спотыкалась на поворотах. Песни группы The Beatles — не самая заезженная тема в этом сезоне, но фигуристы не смогли показать что-то интересное. Сама постановка пустая и скучная, поэтому плохое катание и исполнение сразу бросается в глаза. Судьи же поставили им 83,35 балла. Но, кстати, многие ждали гораздо больше, фигуристы в том числе. В прошлом сезоне они и за 90 порой получали. Если взглянуть на протоколы, складывается ощущение, что это было очень сильное выступление — уровни и надбавки, как у мировых лидеров. Компоненты оценены на «девятки» и выше. Видимо, у судей была задача — не поставить ниже определенного минимума. В мире же тоже смотрят, какие оценки получают российские топы.
В произвольном танце все было не лучше. Твизлы теперь стоят в самом начале и открывают прокат. Значит, фигуристы сразу же после открытых прокатов поняли, что не смогут выкатать программу с таким расположением. Выступление было откровенно слабым, фигуристы абсолютно забыли о связках и просто подряд делали элементы — все на минимальной скорости или вообще на месте. Раньше спортсмены удивляли, показывали необычные решения, а новый танец на уровне средних юниоров. Банальное смешение неоклассики и современного звучания уже было, даже у Ивана с Александрой. Тем более в нем нет никакого развития — только элементы и две простые растанцовки. Арбитры не смогли пропустить передержанную поддержку, в которой и без этого было много неточностей. Им поставили балл штрафа без дополнительных снижений. Компоненты остались неизменными, точно такие же 9,00 и 9,25. Выступление оценили в 124,05 балла. Опять же не предел для оценок этого дуэта, но точно значительно выше, чем они заслуживали.
Больше всего пугает отношение самих спортсменов к своим результатам. В прошлом сезоне они поначалу выражали недоумение, по их мнению, низкими баллами, но потом им начали насыпать просто что-то невероятное. И их такая «любовь» судей радовала. На Чемпионате России за это взялся Антон Сихарулидзе и пообещал, что будет жесткой контроль. Так и произошло — сейчас все баллы стали на порядок меньше, что сильно расстроило Александру и Ивана.
После этапа в Магнитогорске фигуристы также считают, что их первое место и баллы реальны.
— Евгений Плющенко когда-то сказал такую фразу, которая описывает состояние дел в фигурном катании: «Сначала ты работаешь многие годы на имя, потом имя работает на тебя»…
Букин: Боюсь, что это выражение немножко относится к другому. Когда ты заработал имя и закончил, тогда твое имя работает на тебя. Когда ты в спорте, любая твоя помарка может стоить тебе места и так далее. Какой бы великий ты ни был, ошибки никто не отменял. Судейская бригада все видит. Не выполнять и не делать то, что нужно, что тебе все прощают — заблуждение. Это видно и у нас, и на международном уровне.
Степанова: Мы можем наблюдать это по прокатам, оценкам. Здесь нет такого, что нам дают расслабиться, нас кто-то любит, уважает, ставит за опыт. Такого нет. Это можно прекрасно проследить по оценкам. Навязывается борьба. Для нас это безумно интересно, это подстегивает. Мы будем работать и еще раз работать.
Букин: Свое место мы никому не отдадим. Мы будем работать максимально много, чтобы ни у кого не было вопросов по этому поводу.
Конкуренция появляется не столько из-за прогресса других дуэтов, а из-за серьезных ошибок Александры и Ивана. В реальном мире Хавронина/Нарижный, которые катаются вместе второй год, не смогли бы так быстро подобраться к лидерам. Это большая совокупность факторов: не меньшая любовь судей к Ирине и Девиду, чем к Степановой и Букину, сильный спад вторых и абсолютная неразбериха в сборной. Конечно, зрителям так веселее наблюдать за танцами, но в контексте нашего, возможно, скорого возвращения все это жутко пугает. Там нас не так сильно ждут, чтобы закрывать глаза на подобное несовершенство.