Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo

Судейство в российском фигурном катании слишком зависит от фактора Тутберидзе. Это зашло слишком далеко

Евгений Семенов, Sport24
Поделиться
Комментарии
Оценки Петросян и Фроловой в Уфе — тому подтверждение.

Судейство в фигурном катании всегда вызывает много вопросов. Особенно это касается внутренних стартов в странах, где часто ставят сильно в пользу спортсмена. С одной стороны, все уже привыкли к спорным решениям, с другой стороны, это абсолютно убивает главный принцип спорта — кто сильнее, тот и выигрывает.

Уже на первом этапе Гран-при Россия в женском одиночном катании оценивание женщин вызвало массу вопросов. В частности, это касается первого и второго места. Серебро на турнире получила Анна Фролова, а выиграла — Аделия Петросян. В оценивании победительницы нашли много несостыковок и ошибок. Например, в GOE за секвенцию четверной тулуп — двойной аксель поставили нули и плюс три, хотя приземление было в степ-аут. Лишь один арбитр нашел в себе силы поставить объективные -3.

Но еще более интересная ситуация складывается со второй оценкой. По регламенту при двух и более ошибках, если они имели только минимальное влияние на целостность программы, максимальная оценка за компоненты может быть 8,75. Петросян в прокате дважды упала на прыжках, а также сделала степ-аут. Один из арбитров поставил баллы от 9,00 до 9,25.

Аделия по технике сейчас одна из сильнейших фигуристок сборной — это факт, с которым вообще никто не имеет права спорить. Помимо четверных, у нее есть тройной аксель, а сейчас это огромная редкость. Она легко может побеждать только благодаря первой оценке. Правда, судьи так не считают. В целом, техника и компоненты — это совершенно разные критерии, и они должны минимально зависеть друг от друга. Только вот на деле все совершенно иначе. Это не новость, но когда-то нужно начинать с этим бороться.

Петросян сложно дается катание, она органично себя чувствует в ритмичных постановках, где нужно просто повторять четкие движения и попадать в яркие акценты. В произвольной программе этого сезона у нее лиричный «Февраль» Левашкевича. Возможно, спустя время эта постановка обретет целостность, пока же это выглядит сыро и несуразно. Нет правильной работы корпусом, движения рук обрывочные, а Аделия едет куда быстрее музыки, просто не слыша ее, особенно в заходах на ультра-си. За такое исполнение судьи ставили от 8,00 до 9,25, а общий балл составил 69,42.

Это выглядит особенно комично после выступления Анны Фроловой. У этой фигуристки действительно есть чувство позиции, музыкальность, а программа выглядит целостно и качественно. У них совсем небольшая разница в компонентах (68,36 балла), но Анна проигрывает более молодой фигуристке, которая объективно и рядом не стоит с ней в плане скольжения и презентации.

Понятно, что судьи настолько лояльны к Петросян по двум причинам. Первое — это сильный технический контент. Но если бы она хотя бы делала все прыжки чисто и не рушила целостность постановки падениями, можно было бы заставить себя закрыть глаза на более высокую вторую оценку. Здесь же 2 падения, степ-аут, и мы даже не говорим о том, что творилось на дорожке шагов. Ей легко прощаются ошибки в исполнении, судьи как будто проводят сеанс синхронного моргания. Вторая причина — зашкаливающая лояльность к тренерскому штабу. Можно много и долго отрицать, но фигура Этери Тутберидзе дает максимально возможную надбавку, и даже больше, если некоторые судьи идут на откровенные нарушения в невынужденных ситуациях.

Аделия даже с падениями и адекватными компонентами легко победила бы в Уфе — у нее изначально был большой отрыв после короткой программы. Кажется, что судьи уже по инерции ставят ученицам Тутберидзе высокие баллы за каждый шаг. Алгоритм прописан заранее до старта. Хотя даже не специалисту понятно, что Фролова намного сильнее во второй оценке. И ей как раз поставили справедливые баллы, с которым Петросян пока что не должна близко стоять. Анна не выдающаяся катальщица, но в сравнении с Петросян легко выигрывает.

Здесь вырисовывается главная проблема отстранения от международных стартов — баллы будут только расти по ходу сезона без возможной альтернативы. Юной спортсменке сложно оценивать себя без критического мнения со стороны специалистов. Такое поощрение работает моментально и закладывает определенную норму. Когда Петросян выйдет на международную арену, для нее будет большим ударом, что за такой прокат она уже не сможет получить хотя бы 145 баллов.

Вопросов к самой Аделии — ноль. Она большая умница и сама знает свои слабые стороны, понимает, что нельзя допускать столько ошибок в техническом аспекте. А вот вокруг нее построена такая теплица, которая запросто может ей навредить. И что еще важно, оценки учениц Тутберидзе просто прибивают соперниц, которые понимают, что им даже при идеальном исполнении не удастся дотянуться до небожителей. Разруха в наших танцах началась с того, что Дэвис и Смолкина протащили мимо более умелых и техничных пар. Что мы имеем сейчас? Диана и Глеб представляют Грузию. Многие перспективные танцоры закончили, дуэты рушатся каждый месяц. А уровень — посредственный. А если вдруг (чисто гипотетически) Тутберидзе решит покинуть Россию и быть ближе к дочери, с чем мы останемся? Нельзя создавать систему, завязанную на одном человеке.