Русские разработчики выпустили игру, сюжет в которой — на 9 из 10: обзор на «Лихо Одноглазое»

В середине июля вышла «Лихо Одноглазое» — очередная игра от небольшой Пермской студии Morteshka, заработавшей себе отличную репутацию благодаря одному из своих предыдущих проектов, изрядно нашумевшей «Черной Книге». Своими впечатлениями от прохождения новинки делится автор Sport24 Надежда Герасимова.
Про сюжет
Начну с признания: у меня к «Лихо Одноглазое» изначально было предвзятое отношение. «Черная Книга» от той же студии в свое время поразила меня в самое сердечко: стильное оформление, отличные тексты, глубокая мрачная атмосфера и геймплей заворожили с первых минут, хотя я далеко не фанат ККИ. Поэтому, да, определенные ожидания имелись. Но, цитируя классиков, «ваши ожидания — это ваши проблемы». Забегая вперед, скажу: тотальным разочарованием «Лихо» не стало — все же мне скорее понравилось, чем нет. Но с небольшими оговорками.
По сути, «Лихо Одноглазое» — это творческая переработка одноименной классической сказки. Главный герой — простой безымянный кузнец, чья жизнь давно превратилась в монотонный цикл из ударов молота по металлу в мастерской и стука рюмки о столешницу в местном питейном заведении. Его товарищ по несчастью — такой же безымянный портной, мечтающий сшить царь-кафтан, чтобы хоть как-то войти в историю. В один из пьяных вечеров они вместе решают отправиться на поиски Лиха — загадочного существа из народных сказаний, которое может либо погубить, либо щедро одарить, чем пожелаешь. Смерти герои не боятся: хуже, чем есть, уже не будет. Так что, вооруженные только алкогольной отвагой, они отправляются в чащу леса — навстречу неизвестности и самому Лиху.
Путь по лесу приводит их к избушке — своеобразным вратам в иной мир, оттуда — на одинокой остров посреди моря, после — в обледенелый полуразрушенный храм с жуткими иконами и далее. Локаций много, они довольно разнообразны и тревожные — каждая будто вырвана из какого- то русского народного кошмара.

И здесь самое время упомянуть о жанре. «Лихо» — это, без скидок, самый что ни на есть классический симулятор ходьбы. Геймплей сводится к неторопливому продвижению вперед, решению загадок и «влипанию» в различные, порой шокирующие ситуации. Но в отличие от многих собратьев по жанру, игра не страдает их главной болезнью — она не кажется скучной. И в первую очередь это именно благодаря постоянной смене мест действия, которое обеспечивает неплохую динамику.
Стильный черно-белый визуал здорово добавляет атмосферности всему мрачно-лубочному окружению. Да, графика далеко не безупречна — угловатые формы и простенькие текстуры видно сразу. Но именно отказ от цвета превращает все происходящее в криповую, почти гравюрную сказку. Будь игра в цвете, эффект наверняка был бы куда слабее — все графические несовершенства были бы напоказ. Но впечатление осознание этого совсем не портит — скорее, наоборот, восхищаешься тем, как просто и в то же время креативно разработчики справились с техническими ограничениями.
Да и с дизайном объектов разработчики поработали на славу: везде какие-то жуткие образы, черепа, идолы, полуобсыпавшиеся фрески и языческие знаки, и все это имеет какую-то свою историю. Ты как будто находишься в странном, тревожном музее, где экспонаты дышат древностью и очень недобрыми тайнами.

Про геймплей
Под стать своему окружению и хозяйка — само Лихо, которое здесь представлено как очень похожая на медсестричку из Silent Hill одноглазая высоченная старуха в кокошнике. И поверьте, первая встреча с ней вам хорошенько запомнится: момент яркий и довольно-таки кровавый — такого точно не ожидаешь увидеть. Зато как увидишь, сразу понимаешь — не обманули, действительно хоррор.
По ходу пьесы изредка придется еще от Лиха прятаться: полноценным стелсом это не назовешь, но нервишки сам процесс пощекотать может — по крайней мере, в повествование он вписывается гармонично.

Но куда большую роль в игровом процессе занимают головоломки. Часть из них — сюжетные, другие же нужны для того, чтобы открывать периодически попадающиеся на пути сундуки и собирать страницы со сказками. Если честно, сами головоломки элементарные — только несколько заставили хоть немного пошевелить мозгами. Но зато открывающиеся сказки — настоящее сокровище. Все они — вариации сюжета «Лиха» разных времен и народов — от Греции до Хакассии. Чем больше их собираешь в процессе игры, тем отчетливее понимаешь, что мир фольклора — это не набор изолированных историй, а единая сеть сюжетов, мотивов и образов. Меняются декорации, имена и детали, но суть останется похожей: герои сталкиваются с одинаковыми архетипами — испытанием жадности, искушением властью, сделкой с потусторонним. И когда игра наглядно демонстрирует эти сходства, начинаешь смотреть на Лихо уже не как на существо из конкретной сказки, а как на некий универсальный символ.
Про недостатки
Вместе с этим начинаешь осознавать, какую же колоссальнейшую исследовательскую работу проделали разработчики, чтобы собрать все это и адаптировать под формат видеоигры — за это им низкий поклон. Хотя, если откровенно, именно игры в «Лихе» не так уж и много. Редкие моменты, когда нужно скрываться от Лиха, сделаны совсем простенько — настолько, что начинаешь задумываться, что это даже специально так и задумано, чтобы справился любой. Получается даже не механика, а скорее способ немного добавить эмоций. Но вот полноценным стелсом это точно не назовешь.
Механика со спичками, которая заявлялась как ключевая, тоже как будто бы не докручена: огонь именно как средство для решения загадок используется куда реже, чем хотелось бы. Даже немного обидно, ведь столько всяких головоломок именно с огнем можно придумать: и игры с тенями, и какие-нибудь прятки в кромешной темноте, и еще кучу всего. Но большую часть времени ты просто либо подсвечиваешь себе путь, либо поджигаешь бесконечные стопки книг.

И таких вот «недо» — масса. Из-за этого очень сложно вывести для «Лихо Одноглазое» итоговую оценку, потому что вроде классно, но чего-то постоянно да не хватает. Тут, пожалуй, стоит вернуться к теме ожиданий. И вот если ждешь от этой игры насыщенного фолк-хоррора с крутым геймплеем (а именно такой игру почему-то ожидала я), есть шанс здорово разочароваться — атмосферно, но недостаточно хоррор, вроде играешь, но игры в этом мало. И даже стиль и красота не вытягивают.
Но вот если воспринимать «Лихо» как аутентичную интерактивную сказку, несущую в себе не только мораль, но и заставляющую призадуматься, например, о том, что люди веками рассказывают одну и ту же историю в разных местах — от мысли об этом прям дух захватывает. С этой стороны «Лихо» воспринимается уже не просто как атмосферная инди-игра, а как во многих смыслах поучительное творческое высказывание. Еще и стильное до невозможности.
Сюжет | 9 |
Геймплей | 6 |
Графика | 7 |