Поиграла в The Atlers и делюсь впечатлениями: куда больше, чем банальный космический выживач

Недавно вышедшая The Alters от поляков 11 bit studios, наиболее известных как создатели Frostpunk, не стала обсуждаемым суперхитом. Но при этом отзывы у нее потрясающе интригующие: все говорят о глубине, интересном геймплее и философии.
Автор Sport24 Надежда Герасимова тоже поиграла в The Alters и, выбравшись из экзистенциального кризиса, в который впала в процессе прохождения, делится своими впечатлениями.
Обычный человек в необычных обстоятельствах
По сюжету The Alters, могущественная корпорация Ally Corp отправляет экспедицию на далекую планету в поисках редчайшего ресурса — рапидия, металла с огромным потенциалом. Как водится в научной фантастике, все идет не по плану: экспедиция терпит крушение, вся команда погибает, выживает лишь один человек — наш герой, Ян Дольский. Проблема в том, что он — рядовой строитель и никакими специальными знаниями не обладает.
А местечко, в которое его занесло, не из приятных: вся планета — сплошь камни да песок, еще и солнце настолько яркое, что попадание под его лучи сулит верную смерть. Благо цикл смены дня и ночи длится здесь несколько земных недель, и можно совершить побег от губительного света и сопутствующей ему радиации.

Только вот база в виде гигантского колеса, на которой оказывает господин Дольский, — кусок металлолома, и для ее починки нужны кое-какие ресурсы. Пока Ян собирает их на поверхности, он натыкается на месторождение того самого рапидия, о чем он тут же докладывает Земле. Ну а заодно и жалуется на то, что самостоятельно починить базу не в состоянии. В ответ он получает совет — создать с помощью находящегося на борту квантового компьютера и обнаруженного рапидия версию себя из параллельной линии вероятностей, где Ян принял какое-то иное решение и в итоге получил другую профессию. Так мы и создаем Техника — нашего первого Альтера. И именно с этого момента начинается настоящая The Atlers.

Колония из самого себя
По своей сути The Alters — довольно классическая выживалка, только вот с очень неплохим уклоном в сложную мораль: собирай ресурсы, исследуй технологии, строй приборы, чини оборудование и не забывай есть и спать. Только при этом нужно еще и заботиться о психологическом состоянии своих Альтеров, без которых с поставленными задачками тебе не справиться. А они — не просто функциональные боты, а личности. Пусть они и не существовавшие в реальности, но все же человеки, и иногда им хочется простого человеческого — отдохнуть. Придется постоянно удерживать их эмоциональный баланс и впихивать и в без того плотный производственный календарь тимбилдинг — совместный просмотр киношки или игры в пив-понг.

Плюс к этому и у каждого будут свои мотивы, хотелки и проблемы, ведь, хоть у всех у них одно лицо и одно имя, люди они кардинально разные, сложные и со своими хотелками. Например, Ян Ученый, отдавший жизнь науке и смотрящий на мир крайне рационально, хочет закончить свой труд, и ему нужно на это время. Нефтяник попросит спортзал, ведь тренировки для него — не только что-то вроде привычки чистить зубы, но и способ справиться с психологическими проблемами. Вспыльчивый Механик же вообще мечтает посидеть на скамейке в парке. И вроде все это и можно проигнорировать, но тогда ваши помощники расстроятся, начнут отлынивать от своих задач или даже вовсе устроят бунт и тем самым закончат игру.
Получается этакая симуляция менеджера, когда тебе нужно и рабочие задачки в срок выполнить, и командный дух поддерживать. Пятая точка горит постоянно.

Больше задач, меньше сил
А по мере продвижения по сюжету темп только нарастает. В каждом следующем акте — а всего их три — до месторождений ресурсов будет добраться все сложнее: ближе к концу, чтобы найти и полностью оборудовать хотя бы одно из них, потребуется целый рабочий день, а это в реалиях игры непростительно много. Корпорация постоянно давит: «Да-да, вы там держитесь, но давайте-ка больше рапидия». Солнце подгоняет, радиация лютует, оборудование требует все больше ресурсов, разные опасные аномалии сидят в самых стратегически важных местах. В третьем акте игра так вообще начинает напоминать шутер, поскольку эти самые аномалии становятся откровенно агрессивными и с ними приходится быстро разбираться.
Каждая сюжетная задача требует напряжения всех сил — и материальных, и эмоциональных. Атмосфера становится почти клаустрофобной — замкнутой, тревожной, нервной. Ты просто пытаешься справиться — с логистикой, с планетой, с собой. Но вместе с тем от игры просто невозможно оторваться — во-первых, безумно интересно, чем же все закончится, поскольку, хоть за тобой и отправляют спасательную экспедицию, есть подозрение, что Альтеров твоих, которые уже стали самыми родными людьми на свете, никто на Земле не будет рад видеть. А во-вторых, The Alters ненавязчиво задает тебе такие вопросы, которые заставляют крепенько призадуматься о том, что же за человек ты сам.

Что если
Дело именно в этой концепции «что если», которая неизбежно заставляет взглянуть на свою собственную жизнь со стороны. Каждый Альтер — это все тот же 35-летний Ян, который просто однажды принял важное решение: сбежал из дома, пожертвовал карьерой ради жены, пожертвовал женой ради карьеры, пожертвовал собственной жизнью ради больной мамы. И ты невольно начинаешь задумываться: а что если я бы выбрала успешную карьеру в маркетинге, а не бросила ее ради искусства? Или пошла бы в науку, когда предлагали? А каким бы человеком я была, если бы продолжила семейную династию бухгалтеров? Или вообще стала бы программистом, ведь вообще-то училась в профильном классе? Была ли бы я тогда счастливее? А жизнь, которая сейчас, она вот настоящая — или настоящей была бы другая? Каким вообще человеком можно стать, если однажды сделать шаг в сторону?

И от этого просто не можешь воспринимать Альтеров как часть игры или инструмент. Чем больше ты с ними общаешься, тем явственнее понимаешь: ты разговариваешь с собой. Иногда споришь, иногда поддерживаешь, иногда боишься. А иногда вообще ненавидишь. Рефлексируешь, отпускаешь и двигаешься дальше.
А уже подсев на эту волну, начинаешь куда острее воспринимать и другие вопросы, которые ставит перед тобой игра. Например, о гуманности подобного метода. Или о том, можно ли использовать живого человека как биоматериал, чтобы продлить жизнь других. Есть ли грани разумного у рационального подхода к жизни? Стоит ли полностью посвящать самого себя одному человеку? Насколько правильно жертвовать жизнями ради наживы?

И вот когда тебя начинают посещать все эти мысли — а это неизбежно, — The Alters превращается из креативной выживалки в экзистенциальную драму. Этакая психотерапия в декорациях научной фантастики. Возможно, тронет это далеко не всех, но лично я после завершения каждого игрового акта по полчаса смотрела в стену, просто пытаясь осознать произошедшее.
В общем, The Alters — это игра, которая легко могла бы остаться просто клевым симпатичным симулятором выживания. Но она копает куда глубже. Она абсолютно ненавязчиво и без лишнего пафоса задает важные вопросы, при этом красиво выстраивает темп, так как при этом не забывает, что она вообще-то довольно сложная игра, а не поучительный рассказ.
Сюжет | 10 |
Геймплей | 8 |
Графика | 8 |