Поиграла в новый проект, основанный на творчестве Лавкрафта. Stygian: Outer Gods откровенно не доделана

10 апреля в ранний доступ вышла новая игра, основанная на творчестве Лавкрафтая, — Stygian: Outer Gods, за разработку которой ответственна небольшая международная студия Misterial Games со штаб-квартирой в Казахстане. Концептуально очень занятно: весь тот оккультизм и туман, за который все и любят «лавкравтовщину», в ней скрещены с классическими механиками выживача, что для игр по мотивам творчества «мэтра ужасов» не очень характерно. Своими впечатлениями от погружения в безумие делится автор Sport24 Надежда Герасимова.
Сюжет и геймплей
Сюжет в Outer Gods — типичнейший «лавкрафтовский». Главный герой — бывший наемник, к которому неожиданно обращается давняя знакомая по имени Виктория. Она просит сопроводить ее в островную деревушку Кингспорт, в которой происходят всякие странные вещи. В последнем вы довольно быстро убеждаетесь: местечко выглядит разрушенным и заброшенным, все женщины обратились в практически потерявших человеческий облик агрессивных зомби-ведьм, а мужчин и вовсе на улицах нет — разве только что их трупы. Никакого постепенного погружения в безумие — кошмар начинается сразу.

Ваша подруга сообщает вам, что все зло исходит от большого особняка на холме, но, чтобы попасть в него, надо найти три оккультных таблички. Делать нечего — приходится отправиться на экскурсию по городу. Прогулка предстоит не из расслабляющих, поскольку если вас догонят вышеупомянутые ведьмы, то за три-четыре удара отправят к последней точке сохранения. А сохраняться здесь можно только в определенных местах, так что приходится выбирать скрытые пути, протискиваться в проломы и прятаться за ящиками.
Можно и в открытую схватку вступить, но боевая система тут… Ну, она есть. Можно бить, сильно бить (если взять соотвествующий перк в начале) и ставить блок. В целом, для того чтобы заковырять противника ножиком, этого достаточно, но удовольствия это не приносит — персонаж очень медленно реагирует на команды, и, пока прожимаешь кнопку блокировки, тебе уже сносят половину ХП. Со временем все-таки вырабатываешь какую-никакую тактику, но первые несколько схваток скорее вызывают раздражение. Однако игровому процессу подобная кривизна боевки только на руку, поскольку игра буквально вынуждает тебя действовать осторожно, выглядывать из-за углов и держать заряженным сильный удар, когда поднимаешься по лестнице очередного покинутого здания — это все очень здорово держит в напряжении.

Дело немного меняется, когда вам выдают револьвер. Но, как и водится в хоррор-выживалках, патронов для него будет мало. Их можно скрафтить на верстаках (а вместе с ними и бинты, отмычки и прочие полезные предметы), но вот в инвентаре будет постоянно не хватать места под ресурсы, и ближе к середине игры придется постоянно выбирать, что выбросить, чтобы унести с собой редкую баночку пороха.
Упоминания достойна и механика прокачки, которая здесь реализована через разбросанные по локациям карты. Их бывает два вида: золотые дают конкретные умения вроде сильного удара или способности разговаривать с мертвыми, а серебряные повышают конкретные навыки. Самих навыков всего три: вскрытие замков, оккультизм, позволяющий находить секретики через взаимодействия с тотемами, и красноречие, которому, увы, тут особо нет применения.

Ближе к середине игры дают еще и что-то вроде псионического зрения, позволяющего открывать некоторые проходы и видеть скрытое. Вместе с ним появляется и новая шкала, за которой придется следить, — типичное для игр по Лавкрафту психическое здоровье. Если оно упадет, гулять придется с эффектом «рыбий глаз» и под разговоры в голове — приятного в этом мало.
Атмосфера
Вообще, с «лавкрафтовщиной» тут все очень хорошо. Культ есть, неизвестные боги есть, путешествия в параллельное измерение есть, не поддающийся рациональному объяснению происходящий сюр — тоже в наличии. Да и над общей атмосферой разработчики очень постарались: туманный Кингспорт и его окрестности — действительно жуткое местечко. Кругом трупы, свечи и таинственные оккультные символы — очень играет на руку и без того напряженному геймплею. Добавляет плюсиков вайбу и звуковое оформление: музыки как таковой тут нет, но на фоне то какие-то шепотки, то скрипы, то только эхо шагов в кромешной тьме — местами волосы дыбом встают. Особенно когда случайно наткнешься на какой-нибудь стул, который ломается с громким, резким звуком.
Исследовать всю эту жуть интересно и не скучно: игра не заставляет надолго задерживаться в одном месте, и локации и обстоятельства сменяются довольно быстро. Даже когда нужно просто залезть в три дома по очереди и забрать оттуда предметы, делать это приходится с изюминой — где-то проползти, где-то ящик подставить, где-то топором щель прорубить, чтобы вылезти на крышу и по дощечке перебежать на соседнее здание.

Проблемы
Но при всей своей атмосферности и увлекательности, Stygian: Outer Gods имеет несколько недостатков, на которые попросту нельзя закрыть глаза. Игра вышла в раннем доступе, и многое наверняка будет исправлено, но пока что как есть.
И первый — это сюжет, который вышел каким-то очень поверхностным. Вроде все понятно, но если попытаться в него вдуматься, то элементы как будто не связываются между собой, а некоторые вещи вообще не объясняются. Благо, благодаря геймплею, на это почти не обращаешь внимания. Совсем уж не интригующим сюжет назвать нельзя, но он тут скорее служит для оправдания происходящего и конкретных ответов не дает. Так что если вам хотелось именно занимательной детективной истории с примесью оккультизма и психоделики — это лучше купить Call of Cthulhu.

Второй момент — это откровенно недопиленные механики. Например, вам в самом начале дают через диалог со своим отражением выбрать, какие из трех навыков прокачать — оккультизм, вскрытие замков или красноречие. Как оказалось, последнее в игре вообще не нужно: тут и разговаривать-то толком не с кем. А в тех диалогах, что есть, хорошо подвешенный язык не играет никакой роли. Ну либо разработчики очень хитроумно скрыли, что навык каким-то образом применяется.
Или вот в начале игры Виктория говорит вам: «Если захочешь побыстрее увидеться, используй телефон» — явный намек на фаст-тревел. И он так и остался намеком — за всю основную часть игры встречается всего один телефон. И все, что с ним можно сделать, — ответить на звонок.

Ну и третье: комментарии в Steam не врут, игра действительно очень плохо оптимизирована. Не так, конечно, как «Смута» на старте, но постоянные фризы подбешивают. Особенно в те моменты, когда на тебя замахивается своим серпом зомби-культистка — пока система очухается, тебя уже пять раз отправят на экран загрузки.
Если подытожить, у Misterial Games получилась в целом неплохая небольшая игра с затягивающим геймплеем и прекрасной тревожной атмосферой, но страдающая от того, что она пока что откровенно не доделана. Если не пытаться специально искать недочеты и просто играть — она очень неплоха. Если копать глубоко — начинаешь видеть все слабые места. Фанатам «лавкрафтовщины», ищущим атмосферы, и поклонникам выживачей без лишней духоты точно зайдет: я вот такое все люблю, и мне в итоге понравилось.
Где купить Stygian: Outer Gods
Купить Stygian: Outer Gods можно на ПК в Steam за 710 рублей. Сейчас игра есть только на английском. И обычного школьного уровня тут будет недостаточно: все герои разговаривают красивыми высокопарными оборотами, совсем как у Лавкрафта, и даже с лингвистическим образованием порой тяжко понять, какую мысль до тебя пытаются донести.
Ну и еще один важный момент: игра еще не завершена. Когда доходите до конца, вам прямым текстом сообщают, что история пока не полная, ждите финальную версию. Так что с покупкой можно пока что и не торопиться.