Поиграла в головоломку, которую расхвалили критики и пользователи: специфический Blue Prince зайдет далеко не всем

«Стратегический шедевр», «поразила больше раз, чем я мог сосчитать», «захватывающее повествование» — приблизительно такие отзывы на Blue Prince появились на Metacritic практически сразу же после релиза. Оценка игры стабильно держится выше 90 баллов, ее называют «лучшей головоломкой от первого лица со времен Portal», а создатель хитовой Balatro называет ее чуть ли не лучшей игрой из тех, в которые он играл.
Невозможно пройти мимо проекта с такими хвалебными комментариями, да еще и с интригующей концепцией рогалика-головоломки, так что мы тоже решили с ним ознакомиться. Своими впечатлениями от Blue Prince делится автор Sport24 Надежда Герасимова.
Концепт и основные механики
Blue Prince умудряется крайне заинтриговать еще на этапе вступительного ролика. Ваш только что почивший прадядя Герберт С. Синклер оставляет вам в наследство огромное поместье Маунт Холли. Будучи человеком крайне эксцентричным, он не мог просто взять и передать вам ключи от дома, так что вступить в законное владение особняком можно только найдя в нем комнату 46. Задачка осложняется тем, что в доме всего 45 комнат, которые с наступлением каждого нового дня еще и меняют свое местоположение.
В начале каждого игрового дня у вас есть пустой план здания с сеткой 5x9 и 50 шагов, после использования которых ваш забег автоматически закончится, и вы отправитесь в свою в палатку в саду, чтобы завтра начать поиски заново — с пустыми карманами и пустым чертежом.

На плане закреплены всего две комнаты: парадный холл, в котором вы будете начинать свой ежедневный маршрут, и приемная, до которой нужно этот самый маршрут построить. Каждый раз, когда вы будете открывать очередную дверь, игра будет предлагать вам выбрать одну из трех случайно вытянутых из колоды комнат, чтобы разместить ее на плане.
Все комнаты разные — спальни, мастерские, оранжереи, технические помещения, — и количество дверей в них тоже разное, так что нужно постараться, чтобы ваш забег не закончился слишком быстро, со всех сторон уперевшись в тупики. Усложняет весь процесс и то, что чем дальше продвигаешься, тем сложнее открыть очередную дверь: то ключ понадобится, то алмазы, то электронная карта. Все это разбросано по дому, но в ограниченных количествах: приходится постоянно выбирать — потратить, допустим, ключ на сундук, чтобы точно получить алмазы, или сохранить его для очередной запертой двери, ведь никогда не знаешь, найдешь ли в этот заход еще один. И дело даже не только в том, что комнаты выпадают рандомом — многие предметы тоже спаунятся каждый день в разных местах, а все собранное добро с наступлением очередных суток приходится собирать заново.

Да еще и некоторые крайне важные для прохождения комнаты открываются строго в определенных частях дома, так что постоянно приходится прокладывать маршрут так, чтобы для них на всякий случай оставалось местечко на плане на случай, если они все-таки соизволят выпасть. Проблем доставляет и то, что многие из комнат связаны между собой: где-то нужно рычаг дернуть, чтобы что-то открылось, где-то подсказку к загадке подсмотреть, а некоторые вообще не выпадают без наличия других на карте. В общем, постоянно приходится держать голову включенной и простраивать стратегию настолько, насколько это возможно с учетом рандома.
Но это все условно «рогаликовая» часть, теперь рассмотрим «головоломочную». Вот тут-то самое интересное, поскольку тут вся игра — сплошная загадка. Если тут можно что-то прочитать или потрогать — это сто процентов рано или поздно пригодится. И это не какой-нибудь условный Uncharted, в котором упираешься носом в головоломку: тут можно пару десятков дней ходить мимо нее и даже не знать, что она тут есть.
Игра вообще постоянно умудряется удивлять, неожиданно подкидывая что-нибудь эдакое — главное, дождаться этих моментов. Секрет, скорее всего, как раз в очень дозированной подаче всей этой «головоломочной» ее части, поскольку построение маршрута очень здорово оттягивает на себя внимание: из-за того каждое новое открытие или хоть какое-то событие вызывает неподдельный восторг.

Стоит ли играть
Несмотря на очень интересный концепт, благодаря которому в процессе игры получаешь действительно уникальный и занятный опыт, Blue Prince — игра не для всех.
Во-первых, она очень (а иногда даже слишком) неторопливая. Первые несколько игровых дней ты просто пытаешься понять, как тут вообще все работает, и прежде, чем игра хоть сколько-нибудь раскроется, может пройти 2-3 вполне себе реальных часа, и все это время будет казаться, что вообще ничего не происходит — этого времени вполне достаточно, чтобы потерять интерес. В общем, нужна очень хорошая терпелка и готовность потратить не один десяток часов на далеко не динамичное прохождение.
Во-вторых, тут очень весомую роль играет рандом, из-за которого тебе на протяжении очень долгого времени может не попадаться комната, открытие которой хоть как-то продвигает в решении главной загадки — «что тут вообще от меня хотят?» Первое время на это не обращаешь внимание, но когда знаешь, что тебе нужна конкретная комната, а она никак не выпадает, хочется закрыть эту игру навсегда.

Ну и третье, не менее важное, чем предыдущее: она только на английском языке. Переводить ее русификаторами бессмысленно, поскольку многие вещи здесь завязаны на игре слов, и загадки в том числе — без хорошего чувства языка и богатого словарного запаса побольше, чем предлагает Duolingo, добрую половину можно просто не выкупить. Пример: смотришь на картину — олень, deer. Но это слово никаким боком не подходит. А все потому что должен быть stag, о чем узнаешь только из словаря.
Если подытожить, Blue Prince оставляет после себя очень неоднозначные впечатления, как после просмотра хорошего артхаусного кино. Вроде со всех сторон бесспорный шедевр, но чтобы прочувствовать всю его красоту, нужно обладать определенным складом ума. Для поклонников неспешных головоломок — жемчужина, остальных же игра очень легко может разочаровать.