Поиграла в демо нового русского проекта по мотивам «Смуты»: чем интересен «Земский Собор»

— Я ожидал гораздо худшего и приятно удивлен, — сказал мне друг после того, как я заставила его пройти искренне поразившую меня днем ранее демку «Земского Собора» на фестивале ИГРОПРОМ.
В свое время над «Смутой» не поглумился разве что ленивый. Ее слава вышла далеко за пределы геймерского круга и даже России: по поводу ее провала мне даже приятель из Польши писал — сказал, они там всей страной выдохнули, когда выяснилось, что «русский ведьмак» оказался пустышкой. После такого громкого фиаско ожидать чего-то приличного от ее спин-оффа было бы наивно. Но, к удивлению, «Земский Собор» не только не повторяет судьбу «Смуты», но и подает надежды.
Уже не «Смута»
«Земский Собор» — это не DLC к «Смуте», а самостоятельная игра по ее мотивам. Время действия то же, но главный герой теперь не Юра Милославский, а его ближайший соратник — харизматичный казак Кирша, пытающийся помешать заморским самозванцам взойти на престол.
Главное отличие «Земского Собора» от «Смуты» — это то, что она не пытается быть сложной RPG с открытым миром, прокачкой и другими атрибутами жанра. Декорации вроде те же, но теперь это приключенческий экшен. И, надо сказать, «Сайберия Нова» совершенно не зря сменили курс — играть стало куда интереснее.
События и геймплей сменяют друг друга стремительно: вот ты разбираешься с парочкой врагов в лесу, а через пару минут уже принимаешь участие в импровизированном турнире по армрестлингу в кабаке. А еще через пять — ищешь спрятавшегося где-то в городе скомороха, после чего практически сразу же должен скрытно пробираться между кучки агрессивно настроенных неприятелей.

— И она вся будет такой, — сказали нам в диалоге разработчики. Никакой ерунды и филлеров — только экшен.
Все нововведения видны невооруженным взглядом. Например, появились QTE: то надо на пробел быстро кликать, то успеть нажать на клавишу пока индикатор находится в определенной зоне. Это вносит свою лепту в разнообразия игрового процесса — по крайней мере, уж точно не раздражает.
Боевая система тоже претерпела изменения в нужную сторону. Теперь это уже не просто однотипное закликивание болванчиков, а в достаточной степени разнообразная история. Строится она вполне в соответствии со всеми современными трендами — на парированиях и уклонениях. Ну и не без челленджа: противники бьют довольно больно и не хотят падать от парочки ударов.
Полностью переработали и стелс. Если в «Смуте» он казался каким-то бессмысленным и нелепым, то здесь уже становится повеселее. Есть много разных опций прохождения — можно отвлекать врагов бросками камней, вырубать со спины или устранять на расстоянии броском ножей.
Ну и моя личная радость — диалоги перестали быть бесконечными и пустыми. Теперь вместо пятиминутного обсуждения самочувствия соседской коровы и плохого урожая перед выдачей простого почтового задания, не имеющего никакого отношения к предшествующему ему диалогу, персонажи говорят четко и по делу.

Но еще не идеал
В общем, стало куда бодрее, но не без проблем. Во-первых, технические баги никуда не делись: то модельку только что убитого врага размазывает по всему экрану, то NPC неожиданно перестает шевелить ногами и начинает левитировать. Встречается такое не особо часто, но не обратить на это внимание нельзя.
Во-вторых, стелс хоть и стал интереснее, но исполнение его далеко не идеально. Враги то беспросветно слепы, то видят тебя сквозь стены. Я не поклонница стелса, и обычно прощаю разработчикам туповатых болванчиков, принимая правила игры. Но хотелось бы какой-то предсказуемости в их поведении.
Мир все также пуст, несмотря на присутствие в нем рядовых NPC. Они, также как и в «Смуте», преимущественно приклеены к своим местам и еле двигаются. Но, если честно, это все же не так сильно бросается в глаза, как в основной игре — сказывается отсутствие открытого мира. Еще один плюсик в пользу перехода к другому жанру.

Ну и стоит отметить, что несмотря на хорошую динамику и усовершенствованные механики, «Земский Собор» почему-то не захватывает, как мог бы — чего-то ему все равно не хватает. Конечно, демка показывает только самое начало игры, и ближе к ее концу уже начинала ощущаться некая целостность подачи сюжета, но она оставляет ощущение рваности. Как будто бы посмотрел фильм и понимаешь, что его порезала жестокая рука продюсера.
Тем не менее я искренне рекомендую вам ознакомиться с демо-версией «Земского Собора» — не потому что это захватывающее приключение или идеальная по механикам игра, а потому что в нем чувствуется потенциал и честная попытка проработать все ошибки и рассказать историю по-новому. Просто хотя бы чтобы вы сами могли сравнить ее с откровенно провальной «Смутой» и сделать свои собственные выводы. Ну и заодно дать разработчикам обратную связь: в конце концов, часть ответственности за отечественную игровую индустрию лежит и на игроках.
Демо «Земского Собора» доступна в VK Play. Сама же игра выйдет 4 ноября 2025 года. Для того, чтобы в нее поиграть, покупать «Смуту» необязательно — все же это самостоятельный проект. Но если она у вас есть, то спин-офф вы получите бесплатно.