Игры и киберспорт

Оказывается, раньше компьютерные игры качали через радио: как это было возможно

Getty Images
Поделиться
Комментарии
Технологии древних.

Сегодня мы скачиваем игры и софт буквально за пару минут — погуглил, нажал кнопку, подождал немного, установил. Даже внешних носителей никаких уже не надо: на ноутбуках даже дисководов нет, не говоря уже о том, что какие-нибудь дискеты вообще воспринимаются как артефакты древних.

Но вот в 1980-х все было совершенно иначе. Представьте: вы включаете радиоприемник, записываете на аудиокассету шумы и писки, а потом вставляете эту кассету в компьютер — и получаете игру. Нет, это не шутка — это действительно был один из способов распространения софта. И в эпоху, предшествующую повсеместному распространению интернета, это была самая настоящая цифровая революция.

Передовые технологии 80-х

Все дело в том, что техника тех лет была далека от современных ноутбуков, которые сейчас есть буквально у каждого. Домашние компьютеры тех лет напоминали, скорее, домашние консоли вроде «Денди», знакомой каждому российскому ребенку из 90-х, но только с клавиатурой. Они подключались к телевизору, имели крошечный объем памяти, который исчислялся в килобайтах, и крайне ограниченный функционал.

А еще некоторые из них — например, ZX Spectrum, Commodore, TRS-80 и другие — могли считывать данные в аудио-формате прямо с магнитофонной ленты и преобразовывать их в цифровой формат (по сути, это был своеобразный звуковой QR-код). Обычные аудиокассеты были распространенным способом передачи информации — уже существовавшие на тот момент дискеты стоили куда дороже и требовали специального дисковода, который был роскошью.

Getty Images

Как это работало

Первой начала экспериментировать с передачей софта в эфире радиостанция NOS из Нидерландов в 1981 году, а за ними ними последовал весь мир. Британская BBC выпускала специальные выпуски с играми и софтом. В Югославии на станции Radio Beograd с 1983 по 1986 год выходила программа «Ventilator 202», за время которой создатели успели передать в аудиоформате более 150 программ. Аналогичный проект, выходивший на радио YLE, существовал и в Финляндии.

Программы транслировались в эфире в виде звуков — специфического пищащего и щелкающего аудиосигнала, очень похожего на работу старого модема. Слушателям же нужно было лишь включить запись на магнитофоне, а потом просто воспроизвести эту кассету через подключенный к ПК проигрыватель, предварительно введя запускающую расшифровку команду.

Таким образом передавали что угодно: и игры, и утилиты, и обучающие программы. Конечно, выглядело все это крайне скромно — пиксели, примитивный звук, простейший дизайн. Но не будем забывать — до реалистичной графики и удобного красивого Ui было еще далеко, и на тот момент это были передовые технологии.

Getty Images

Куда пропал аудиософт

Конечно, загрузка занимала время: один килобайт данных в звуковом формате занимал примерно 4–5 секунд, так что чем сложнее — тем дольше «скачивалась» программа. Самые навороченные в записи длились около двадцати минут.

Но передача данные с помощью звука была далека от идеала: для того, чтобы программа по итогу установилась правильно, нужна была максимально чистая запись, и любая помеха в эфире могла привести к сбою. С появлением и повсеместным распространением более совершенных носителей — дискет, CD и, естественно, интернета — передача данных в аудиоформате стала неактуальной, и в вместе с аудиокассетами с софтом в начале 90-х пропали и тематические радиопередачи. А вообще страшно представить, сколько бы по времени заняла аудиозапись какого-нибудь Kingdom Come: Deliverance 2. По нашим подсчетам — что-то около 15 лет.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0