Долгожданный Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 это сырник с кучей слабых мест. Но кое-что мне понравилось!

Автор Sport24 Надежда Герасимова поиграла в Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 и делится своими впечатлениями.
Вынести вердикт по Bloodlines 2 оказалось невероятно сложно. Ей удалось крепко меня захватить, и больше половины игры я проглотила одним махом с небольшим перерывом на сон. Но начинаешь приглядываться — и невооруженным взглядом видно, что выпустили пусть и симпатичный, но «сырник» с кучей недочетов.
Вводные
Наш главный герой — вампир-старейшина, просыпающийся после векового торпора. Мало того, что проснулся он в Сиэтле, а вовсе не там, где засыпал, так еще и в голове его «подселенец» — мертвый детектив-малкавианин Фабиан, непонятно каким образом там оказавшийся. Еще и на руке какая-то непонятная метка, частично лишившая его (или ее, ведь можно выбрать пол главного героя) сил.
Фабиан хочет выяснить, что с ним произошло, а Фаир — такое имя берет наш герой, вдохновившись плакатом на стене, — кто и зачем его пометил. И так как тело у них одно на двоих, делать предстоит и то, и другое.

По правилам этого мира просто так заявиться в город и разгуливать по нему, попивая кровь рядовых бизнесменов и ночных бабочек, нельзя. Так что для начала Фаиру нужно получить разрешение от местного принца Камарильи. По ходу пьесы выясняется, что вообще-то в Сиэтле тотальный хаос, поскольку на днях принц был убит, а тот, что сейчас у руля, отчаянно пытается сохранить власть в этом бедламе. А так как только что проснувшийся Фаир устроил небольшой переполох, прикончив с голодухи после столетней отключки несколько человек и пробежавшись по городу в чем-то вроде мешка, его мигом подряжают помогать с важными для политики делишками — иначе пришлось бы наказывать за нарушение Маскарада. Приходится с головой погрузиться в местные скандалы и интриги.
Персонажи — это плюс
Если честно, Фаир — персонаж никакой. Что-то вроде героя боевика в фильмах: бегает по заданиям и чаще действует, чем болтает. Некоторый характер вырисовывается за счет выбора реплик в диалогах, которые на самом деле практически ничего не решают, но какой-то конкретный темперамент ему приписать сложно. Даже озвучка очень спокойная, практически безэмоциональная. Лично мне сам типаж героя очень напомнил всех героинь Мишель Родригес в кино (я просто играла за тетеньку, потому и сравниваю с тетенькой) — молчаливый и мускулистый герой, который проявляется исключительно в действии.
А вот Фабиан — другое дело. Для меня именно он стал главным героем Bloodlines 2. Во-первых, он практически никогда не замолкает: комментирует происходящее, рассуждает, советует, как и с кем лучше общаться — ближайшей аналогией будет, пожалуй, голос в наушнике какого-нибудь супершпиона. И это, кстати, совсем не раздражает, поскольку парень он весьма харизматичный. Во-вторых, он частенько шутит. Не всегда удачно, но его хохмы очень сильно скрашивают пафосность всего происходящего — к нему попросту невозможно не прикипеть. Без него было бы очень скучно.

Остальные персонажи прописаны на ура: каждый интересный, со своей уникальной харизмой, мотивацией и четкой сюжетной линией — даже если он кажется второстепенным. Все говорят немного, но по делу и очень в рамках своих характеров. Да чего уж, тут даже дохлой кошке реплики прописали и озвучили. С интонацией!
Мой персональный любимчик — крепкий на словцо носферату Толли, который постоянно то ли откровенно издевается над тобой, то ли просто так шутит. Каждое его появление в кадре — праздник для любителей хороших ироничных текстов.

В общем, перед авторами диалогов снимаю шляпу. Сейчас такая красота — это большая редкость.
Сюжет — это плюс
Действие Bloodlines 2 разворачивается сразу в трех временных линиях: условное сейчас, в котором мы играем за Фаира, незадолго до сейчас и в 1920-х — это воспоминания Фабиана. Различаются между собой они кардинально: в настоящем нужно выполнять преимущественно боевые задачи, прошлое же — вполне себе нуарный детектив, в котором мы бегаем от точки к точке в поисках зацепок.
Время между экшеном и расследованием поделено приблизительно поровну, и каждый блок всегда заканчивается каким-нибудь клиффхэнгером, так что двигаться по сюжету интересно. И подается все довольно туманно — нет такого, чтобы сходу было понятно, кто здесь несет ответственность за весь хаос. От этого на протяжении игры не покидает ощущение, что ты ведешь настоящее расследование — постоянно есть интрига. А с учетом того, что сами миссии тут довольно разнообразные — то в клуб отправят, то по иллюзиям с манекенами заставят пробежаться, то завод заставят зачистить, — играть интересно.

Исследования мира — это минус
Главное, что нужно понимать про Bloodlines 2, — от RPG тут практически ничего нет. Большую часть времени мы будем бегать по Сиэтлу от точки к точке, чтобы там подраться. Причем, в довольно линейном формате — хоть здесь и открытый мир, делать в нем абсолютно нечего. Есть побочные квесты, но они все плюс-минус однообразные — либо почтовые, либо боевые, — короткие и предназначены для быстрого фарма очков опыта. Спасибо хоть на том, что их немного разнообразили деталями лора вроде выслеживания жертв или доставки пакетов с кровью «вегетарианцам» — помогает разобраться в местных правилах и сложной иерархии, что очень полезно для новичков.
Сам Фаир — старейшина, а не какой-то там зеленый неонат, так что с ходу умеет много интересного. Например, парить и ускоряться, что позволяет через улицу перелетать с дома на дом, что помогает избежать скучной беготни по одинаковым улицам, а заодно и дает ощущение сверхчеловеческой силы. Паркур здесь — довольно значимая часть геймплея: карабкаться по трубам и кондиционерам предстоит довольно много. Но, если честно, интересный он только в миссиях — между ними заниматься этим всем наскучивает довольно быстро. Но дело, пожалуй, не в механике, а в том, что мир сам по себе пресный.

Есть еще вампирское чутье, которое подсвечивает врагов и важные предметы. Вообще, штука полезная — в спокойных эпизодах частенько сложно разглядеть объекты, с которыми можно взаимодействовать. Да и можно сквозь стены посмотреть, сколько врагов в соседней комнате, и заранее продумать стратегию боя.
Но в целом исследований здесь нет: подобрать можно разве что несколько видов зелий, записки, которые довольно быстро надоедает читать, или невидимые символы со стен, которые выступают здесь в роли одного из видов коллекционных предметов. Так что залезать в каждый уголок особо не интересно — разве только чтобы получить немного очков опыта.

Дерево прокачки тут, скорее, можно назвать полотном, поскольку вам, по сути, изначально доступны все умения вне зависимости от клана. Но только вот если вы играете, допустим, за Бруха, все навыки Бруха можно покупать только на очки опыта. А вот чтобы выучить какую-нибудь фишку клана Ласомбра, придется попотеть: сначала нужно собрать определенное количество очков крови смертных с определенным темпераментом, потом сходить к представителю клана и попросить его вас обучить. А потом еще и очки опыта потратить — причем, в несколько раз больше, чем если бы вы покупали навык родного клана.

Самое интересное, что каждая ветка включает всего по пять навыков, так что все свои родные вы получаете буквально за первые несколько часов. А так как тебе продолжают начислять опыт, волей-неволей начинаешь интересоваться тем, что там можно прикупить — и это неизбежно вносит разнообразие в геймплей.
Сами умения очень разные: например, Тореадор может поцелуем заставить врага биться за вас, Бруха может изрешетить противника серией коротких ударов, прекратив таким образом его жизнь в посмертии, а Тремер — проклясть врага, чтобы он взорвался. И чем больше ковыряешься, тем больше хочется попробовать что-то еще. Жаль только, что активными можно выбрать только четыре. И то, по одному из каждого ранга.

Сама система прокачки выглядит свежо, так что за нее определенно лайк.
Кстати, играя за Фабиана, пользоваться предстоит совсем другими навыками. Воевать он совсем не умеет (да ему и не нужно), а вот копаться в голове — это пожалуйста. Как малкавианин, он умеет прикидываться другим человеком, читать мысли и даже доставать воспоминания из предметов и трупов. Жаль только, что делать это можно только в строго определенных местах и только заданные сценарием вещи — свято верю, что будь у разработчиков чуть больше времени, они бы дали чуть больше свободы ошибаться.
Боевая система — плюс
Вот тут кроется самое интересное. Поначалу боевая система кажется унылой — Фаир умеет пользоваться только руками и телекинезом, а привлеченные шумом враги мигом сбиваются в кучу и мигом отпинывают ногами. Приходится красться и вырубать всех по стелсу. Причем ИИ у них настолько глупый, что можно вырубить одного из трех стоящих рядом врагов — и двое других даже не почешутся.
Но чем дальше, тем становится веселее, потому что и враги новые появляются, и ты сам учишься жонглировать всем тем, что предлагает тебе игра. Бросаешься в самую гущу врагов, берешь под контроль самого мощного, чтобы он отпинал мелюзгу, врубаешь улучшенное уклонение и бьешь парочку подвернувшихся супостатов, после чего телепортируешься в противоположный угол арены. Там перехватываешь гранату, кидаешь ее обратно в толпу, хватаешь телекинезом автомат и расстреливаешь оставшихся (да, в руки здесь оружие взять нельзя).

Нет огнестрела под рукой — можно схватить с помощью телекинеза труп и отправить его во врагов. Закидать гадов стеклянными бутылками. Или выпить зелье и превратиться в берсерка, раскидывающего всех направо и налево.
И даже несмотря на то, что враги жутко глупые и бегают за тобой толпой, пытаясь задавить массой, в какой-то момент весь этот хаос начинает приносить удовольствие. Причем сама игра с самого начала напрямую говорит тебе: «Дорогой игрок, используй все возможности, ты же старейшина». И вот как только послушаешься, боевая система раскрывается.
Ролевой отыгрыш — минус
Все ждали от Bloodlines 2 полноценную преемницу бессмертного оригинала, в которой во главе угла будет ролевой отыгрыш и вариативность. Конечно, «ваши ожидания — это ваши проблемы» и всякое такое, но бренд — это своего рода обещание.
Ролевого отыгрыша тут нет от слова «совсем» — забудьте. Клановая принадлежность тут раскрывается разве что в умениях, а в диалогах по большому счету не важно, что вы выберете — максимум в углу появится надпись вроде «Лу испытывает благодарность» или «Сафийя вам не верит». Я прошла уже больше половины игры, и все еще не почувствовала, что хотя бы одно мое решение хоть что-нибудь да значило. Не исключено, что все это как-то отыграется в конце, но пока что не было такого, чтобы кто-то отказался со мной разговаривать из-за того, что Фаир кому-то нагрубил.

Проходя игру за представителя клана Тореадор, всю харизму использовала только в бою — лишь один раз в диалоге мелькнула опция «флирт». И к чему привел выбор этой строчки? Да ни к чему. Как будто бы хотели что-то сделать, но отказались и забыли удалить.
Ну, одежду мне еще выдали пафосную. Вот и весь отыгрыш.
И да, вроде бы нечестно оценивать экшен-игру как RPG. Но вы назвали игру Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, а не, допустим, Vampire: The Masquerade — «Хаос в Камарилье». Вы пообещали.
Графика, окружение и баги — минус
Давайте начистоту: графика в Bloodlines 2 не самая топовая. Но, знаете, разработчикам удалось выжать максимум из того, что у них было. По крайней мере, на первый взгляд все выглядит довольно атмосферно и аутентично (а местами даже очень завораживающе).

Но начинаешь приглядываться — а в ресторане на столах из еды только шампанское, люди на улицах в одинаковых шапках, а все девочки в клубе танцуют одинаково (представьте себе анимацию персонажей на дискотеке из любой игры нулевых — вот так это выглядит). Фаир не отбрасывает тени, не оставляет следов на снегу и не отражается в зеркалах. В очереди каждый день стоят одни и те же люди.
Не обошлось и без багов. У меня, например, трупы регулярно застревали в стенах, а в одном из эпизодов я зашла в лифт с пистолетом, а вышла уже без него — он исчез прямо из рук.

И вот вроде есть в этом всем какое-то олдскульное очарование. Да и головой понимаешь, что разработчики просто не успели многое довести до ума. Но мы уже давно не в нулевых — плюс поставить за этот пункт невозможно.
Личное фи
По какой-то неведомой причине женский персонаж выглядит не как женщина, а как кей-поп-звезда из мальчикового бойз-бенда. Нет ни причесок, ни женских костюмов, ни груди. Ну хоть вырез бы на блузке потрудились перерисовать — и то поприличнее было бы. А так реально какие-то «они», а не вампирша.
Я девушка. И я хочу скакать по крышам в стильной кожаной мини-юбке.

Вердикт
Получается, плюсов и минусов у игры поровну. Но, зная всю сложную, даже в чем-то трагичную историю ее создания, понимаешь, что в целом-то лучше быть и не могло, и что разработчики правильно сделали, что сконцентрировались на нескольких конкретных аспектах, вроде сценария, пожертвовав тем, что меньше повлияет на восприятие.
Мое мнение — выпусти ее под другим названием, и народ принял бы ее куда теплее. Даже такую ее кто-нибудь да полюбит: мне же в итоге понравилось.
| Персонажи | 10 |
| Сюжет | 8 |
| Исследования | 5 |
| Боевая система | 7 |
| Графика | 6 |


