Игры и киберспорт

Десятки тысяч зрителей на стадионах собирает… компьютерная программа: как это возможно и в чем феномен Vocaloid

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Певица вне времени и музыкальной индустрии.

Представьте себе певицу, которая уже 18 лет на сцене без перерыва. У нее тысячи песен в разных стилях, миллионы фанатов и постоянные выступления по всему миру. И за это время она не устала, не выгорела, не постарела и ни разу не оказалась в рехабе.

Все дело в том, что она — компьютерная программа.

Что такое Vocaloid

Чтобы понять феномен Мику, нужно вернуться к истокам. В начале 2000-х компания Yamaha — те самые ребята, которые делают музыкальные инструменты и мотоциклы — работала над технологией, которая могла бы синтезировать человеческий вокал. Да так, чтобы выходили не роботизированные звуки, а близкое к реальному пение — этакий инструмент для музыкантов, который мог бы натурально имитировать человеческий голос. Так появился движок Vocaloid: сложная система, которая могла собирать фразы в вокальные партии из микроскопических записей реального голоса и позволяла композиторам создавать песни без живых певцов.

Изначально Vocaloid задумывался как профессиональный музыкальный инструмент, и Yamaha планировала продавать его так же, как и другие свои продукты — звукозаписывающим студиям, авторам рекламы и прочим связанным с музыкой людям и бизнесам. Но тут вмешалась другая компания — Crypton Future Media.

Crypton купили лицензию у Yamaha, записали для нового продукта сотни звуков голоса японской актрисы Саки Фудзиты и решили попробовать нечто неожиданное: упаковать голос в образ. Они создали персонажа — девочку-маскота с огромными хвостами бирюзового цвета, короткой юбкой и футуристичными наушниками, которую в 2007 году нарисовал художник KEI. Ее назвали Хацунэ Мику. Так у безликой программы появилось лицо.

И это было гениальным решением.

shutterstock.com

Как возник образ Хацунэ Мику

У Мику не было истории, характера, прописанного лора — и в итоге именно это оказалось ключом к успеху. Композиторы получили не просто инструмент, а вдохновляющую музу, которая прекрасно подходит для обложки сингла любого стиля: хоть панк-рок отправь ее петь, хоть лиричные баллады, хоть k-pop — во всем она выглядит (и звучит!) гармонично.

И понеслась: пользователи программы стали делать не только треки, но и создавать анимации, рисовать арты и делать из этого всего видеоклипы — и в каждом новом треке образ Мику менялся. Она стала самой настоящей звездой, но только ее раскруткой занимался не суровый продюсер в пиджаке, а сообщество фанатеющих энтузиастов, сформировавшее свой собственный музыкальный рынок.

Здесь, пожалуй, стоит упомянуть, что Мику — не единственный в мире вокалоид.

Одновременно с ней, в том же 2007 году, вышли Рин и Лен — два вокалоида, которые то ли близнецы, то ли зеркальное отражение друг друга. Позже появилась Лука — первый двуязычный вокалоид, поющий на японском и английском. А вместе с ними — еще десятки других голосов со своим звучанием, визуалом и фан-базой. Но символом всей вокалоид-культуры все же стала именно Мику.

shutterstock.com

Программа, которая собирает стадионы

Ладно бы Мику была популярна только в интернете — в конце концов, чего в нем только нет. Но виртуальная певица — по сути, просто программа, синтезирующая голос, дает концерты по всему миру. И порой куда эффективнее многих живых артистов.

Самое крупное и популярное событие — Magical Mirai. Это ежегодный фестиваль, который сочетает в себе концерт с живыми музыкантами и 3D-голограммой пляшущей Мику и других вокалоидов, и огромную выставку творчества Vocaloid. Вот вам цифры: первый такой ивент, проведенный в 2013 году, собрал около 15 000 зрителей (для сравнения, один из самых крупных московских клубов из тех, в которых проводятся концерты, вмещает около 7000 человек. А в 2025 году число посетителей выросло уже до 85 000 человек — правда, на три города: Сендай, Осаку и Токио.

И популярность ее вышла уже давно за пределы Японии: например, на весну 2026 года у нее запланирован полноценный тур по городам Северной Америки — вот пруф.

Ну а где популярность — там и коллаборации. Мику не только участвовала в рекламных кампаниях крупных брендов (например, Google) и появлялась в Fortnite, но даже выступала на разогреве у Леди Гаги в рамках ее тура после выхода альбома ARTPOP.

Видеоигры про Мику

Ну и нельзя забывать про одно из важнейших направлений, повлиявших на бешеный рост популярности Мику — это видеоигры. Самая известная серия — это Project DIVA от SEGA. Первая игра вышла в 2009 году, и с тех пор франшиза стала культовой и жива до сих пор — даже турниры по ней проводятся.

По своей сути это обычная ритм-игра, в которой нужно вовремя нажимать кнопки в ритм вокальной партии. В качестве треков используются произведения композиторов из фандома, а на фоне — полноценные клипы с вокалоидами. И чем выше уровень, тем сложнее партия: ходят легенды, что какой-то парень чуть ли не в больницу попал, пройдя всю игру на максимальной сложности.

Сейчас же владельцы бренда больше сосредоточились на другой игре — мобильной Project SEKAI (чем вызвали негодование поклонников). Суть та же, но к ней еще прикручен сюжет и гача-механики с коллекционированием карточек. Правда, западному человеку сложновато в ней разобраться — очень уж она «азиатская» по наполнению.

В общем, вполне себе полноценный культурный феномен эта Хацунэ Мику. Артистка, которой на самом деле не существует, но у нее огромная фан-база. Компьютерная программа, которая собирает стадионы. И она будет продолжать это делать, пока творит ее фандом.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0