Выход Subnautica 2 задерживается из-за громкого скандала: в чем суть

Subnautica — один из ярчайших инди-проектов последних лет, так что ничего удивительного, что ее сиквел является одним из самых ожидаемых (если не самым ожидаемым) в жанре выживания: одних только добавлений в вишлисты в Steam у нее за пару миллионов. Двойка все также отправит игроков в инопланетные подводные миры, населенные различными гигантскими существами, но только теперь все, за что мы полюбили Subnautica, станет куда лучше.
Точнее, должно бы стать лучше, но в виду последних событий сложно предсказать, какой выйдет Subnautica 2. Если вообще выйдет, ибо вокруг проекта разыгралась самая настоящая драма. Рассказываем в чем дело.
Начало скандала
В начале июля 2025 года стало известно, что внутри Unknown Worlds, которые и придумали в свое время Subnautica и которые принадлежат южнокорейской Krafton (PUBG, inZOI), разгорелся серьезный конфликт: внезапно были уволены сразу три ключевых фигуры проекта — генеральный директор Тед Гилл, креативный директор и сооснователь студии Чарли Кливленд, а также технический директор Макс Магуайр. Их места заняли новые управленцы из других подразделений Krafton, среди которых оказался, например, исполнительный директор Стив Папуцис из Striking Distance Studios, занимающейся The Callisto Protocol. И все это — на фоне внезапного переноса релиза Subnautica 2: игру, которую планировали выпустить в раннем доступе в 2025 году, теперь обещают не раньше 2026-го.
Krafton объясняет увольнения просто: команда не справилась с обязанностями, разработка тормозила, а запланированный контент никак не успели бы добавить в сроки. Однако уволенные и некоторые инсайдеры видят в этом совершенно другой мотив — финансовый. По данным источников, задержка необходима, чтобы избежать выплаты бонусов за достижения, общая сумма которых составляет 25 миллионов долларов и должна была быть распределена между 40 ключевыми сотрудниками проекта. Благодаря задержке, Krafton может не выплачивать эти самые бонусы и неплохо сэкономить. В официальных заявлениях корейская компания это категорически отрицает: они уверяют, что решение принято исключительно в интересах качества игры и будущих игроков.
Ясное дело, эта ситуация вызвала волну возмущения в сообществе, призывов к бойкоту игры и требованиям выплатить разработчикам их бонус. Один из тредов на Reddit, посвященный этому конфликту, вышел в топ сайта, собрав более 30 тысяч голосов «за».

Перепалка в сети и судебный иск
Но это было только начало: взаимные обвинения посыпались как из рога изобилия. Один из основателей Unknown Worlds Чарли Кливленд объявил на Reddit, что уволенные бывшие руководители подали в суд на Krafton.
«Сейчас для команды Subnautica и сообщества — сюрреалистичное время. Все это — не то, чего мы хотели. Но мы искренне благодарны за потрясающую поддержку, которую получаем от всех. Мы подали иск против Krafton. Подробности должны со временем (по крайней мере частично) стать публичными — вы все заслуживаете полной картины. Судиться с многомиллиардной компанией публично и болезненно — это совсем не то, о чем я мечтал. Но справедливость должна восторжествовать. Subnautica — дело всей моей жизни, и я бы никогда добровольно не бросил её или ту потрясающую команду, которая вложила в нее душу.»
Krafton, в свою очередь, отреагировали довольно резко, опубликовав большое заявление на своем корпоративном сайте.
«Krafton высоко ценит уникальное творчество и погружение в мир Subnautica. Мы приобрели Unknown Worlds с полной приверженностью поддержке будущего успеха серии Subnautica», — говорится в заявлении компании, автоматически всплывающем при открытии сайта. «Мы тесно сотрудничали с руководством студии, стоявшим у истоков оригинальной Subnautica, чтобы создать наилучшие условия для разработки Subnautica 2.» Krafton также обвиняет бывших лидеров в том, что они «оставили» проект: в частности, Чарли Кливленда, который, по из словам, уже давно сфокусировался на своем собственном кинопроекте и давно перестал вкладываться в Subnautica 2.
Компания также заявила, что намерена «вознаградить» оставшихся сотрудников, несмотря на обвинения в том, что игра была отложена лишь для того, чтобы не выплачивать 25 миллионов долларов бонусов Чарли Кливленду и другим сооснователям.

Ну а некоторое время спустя произошла утечка слайдов, подробно описывающих, как изменился объем контента в Subnautica 2, который должен быть в игре на этапе раннего доступа, и Krafton подтвердил их подлинность — да, действительно разработчикам работы прибавилось. И компания продолжает настаивать на том, что задержка и весь этот контент были необходимы. Как заявили в самой компании, подобные оценки регулярно проводятся во всех креативных студиях Krafton для оценки прогресса, постановки целей и обеспечения соответствия проектам стандартам качества и творчества. Проще говоря, они хотят выпустить качественную и интересную игру.
Ну а несколько дней спустя Krafton решили разобраться и с основной причиной скандала вокруг Subnautica 2 — вопросом бонусов для разработчиков. Они просто продлили период бонусов до конца 2026 года. Это означает, что разработчики, которые останутся в проекте, смогут получить свои бонусы — при условии, что игру снова не отложат.
Бывшие же руководители свой иск так и не отозвали. Они все так же обвиняют Krafton в преднамеренном саботаже разработки: сокращении бюджета на локализацию, маркетинг и технические ресурсы, в нарушении условий договора, где студии был обещан творческий и операционный контроль, и в увольнении без уважительной причины. Поюс они настаивают на том, что игра была практически готова к релизу в раннем доступе — хоть завтра выпускай. Чем все закончится пока невозможно предположить, но своим маневром с бонусами Krafton все же заработали некоторое количество очков в глазах сообщества.

Чем все это грозит самой Subnautica 2?
Во-первых, массовая смена руководства и увольнение сооснователей нарушает преемственность видения. Эти люди заложили творческую основу, культуру и философию игры, и их замена резко меняет приоритеты — не исключено, что новый человек попытается многое переделать исходя из своих идей.
Во-вторых, перенос релиза и временная приостановка маркетинговой активности могут негативно отразиться на интересе аудитории. Да, конечно старт почти наверняка будет успешным, но если игра была действительно практически готова, возможно гораздо выгоднее — хотя бы с точки зрения активности пользователей — было бы все же выпустить ее в ранний доступ, а остальной контент добавлять постепенно. Но тут уже, конечно, все предположения на уровне гадания на картах Таро: не исключено, что там действительно все так печально
В-третьих, финансовые риски. Если иск бывших руководителей удовлетворят, Krafton будет обязана выплатить до $250 млн. Но даже сама тяжба отвлекает ресурсы и создает правовую нестабильность, что отражается на сроках и финансировании проекта. Проще говоря, деньги, которые могли бы пойти на развитие проекта, маркетинг или воплощение новых идей уйдут на другие цели.
В-четвертых, невозможно предугадать, чем обернется скандал с точки зрения реакции аудитории — бойкоты, ревью-бомбинг, запросы на рефанд могут здорово сказаться на популярности проекта. Вот тут, правда, интересная история: если игра не достигнет поставленных KPI, оставшиеся сотрудники не получат свой бонус. А то и вовсе студию закроют.
В общем, ситуация со всех сторон интересная: и сам кейс, и то, как Krafton реагирует на критику и отвечает на нее действиями, и то, что уволенные руководители вообще решили обратиться в суд — такое развитие событий не каждый скандал даже с куда более крупными проектами получает. Ну и интересно, конечно, какой в итоге получится сама Subnautica 2: будет ли она развивать идеи первой или предложит что-то совсем новое. По плану она должна выйти на Xbox Series X|S, в Xbox Game Pass и на ПК в 2026 году. Ну а пока запасаемся попкорном.