Заряжать ли на зиму аккумулятор автомобиля: есть важный нюанс
Наступили холода, и нагрузка на многие системы автомобиля существенно возросли. Не обошла стороной эта участь и аккумулятор, который испытывает двойную нагрузку. Бывалые автомобилисты советуют перед зимой полностью зарядить АКБ вручную, то есть с помощью специального зарядного устройства. Действительно ли это так необходимо? Какие нюансы следует учесть? Сегодня разберемся в этих вопросах.
Почему зимой аккумулятор может разрядиться быстрее
В холода аккумулятор автомобиля подвергается повышенной нагрузке по следующим причинам:
- Низкая температура снижает емкость аккумулятора. При температуре -18 °C емкость батареи может сократиться до 40−50% от номинальной. Таким образом, аккумулятор, который летом работал без проблем, зимой может разрядиться гораздо быстрее.
- Увеличивается расход энергии на пуск двигателя. В холодное время масло в двигателе становится более вязким, из-за этого требуется больше энергии для прокручивания стартера.
- Потребление энергии электрооборудованием. Фары, обогрев зеркал и стекол, печка, подогревы сидений и другие устройства активно используются зимой, что также увеличивает нагрузку на аккумулятор.
Нужно ли заряжать аккумулятор перед зимой?
Профессионалы сходятся во мнении, что перед наступлением зимы аккумулятор автомобиля лучше один раз полностью зарядить, даже если речь идет о достаточно свежем устройстве.
Вот несколько причин, по которым это рекомендуется:
- Предотвращение глубокого разряда. Если аккумулятор разрядится зимой, он может замерзнуть и выйти из строя. Полностью заряженная батарея замерзает при -70 °C, а разряженная — уже при -10 °C.
- Продление срока службы. Заряженный аккумулятор менее подвержен сульфатации, которая снижает его емкость и срок службы.
- Уверенный пуск двигателя. Даже если аккумулятор работает нормально в теплую погоду, зимой из-за низких температур его емкость снижается. Дополнительная зарядка поможет компенсировать это снижение.
Как проверить состояние аккумулятора?
До зарядки можно проверить состояние аккумулятора. Вот что можно сделать:
- Измерить напряжения мультиметром. Полностью заряженный аккумулятор должен иметь напряжение 12,6−12,8 В. Если напряжение ниже 12,4 В, это признак разряда.
- Проверить плотность электролита (актуально для обслуживаемых аккумуляторов). В норме плотность должна составлять 1,27−1,29 г/см³ при температуре +20 °C. Если она ниже, аккумулятор нуждается в зарядке.
- Тест под нагрузкой. Специальные тестеры позволяют проверить, как аккумулятор справляется с нагрузкой. Если напряжение сильно падает при нагрузке, это свидетельствует о его слабой емкости. Можно использовать простенькую нагрузочную вилку, оставшуюся от деда или купленную за 1000 рублей на маркетплейсе. Если напряжение на аккумуляторе под нагрузкой опускается на аккумуляторе ниже 10,2 Вольта, аккумулятор имеет заряд на 75% и его следует подзарядить.
Как правильно зарядить АКБ
Если проверка показала необходимость подзарядки, либо вы решили сделать ее из профилактических соображений, то вот основные рекомендации:
- Отключите клеммы от бортовой сети автомобиля. Очистите их от окислов и грязи.
- Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, то выкрутите пробки.
- Лучше использовать автоматическое зарядное устройство. Современные модели регулируют ток и напряжение автоматически, что предотвращает перезаряд и перегрев батареи.
- Установите ток зарядки на уровне 10% от емкости аккумулятора. Например, для аккумулятора емкостью 60 А·ч оптимальный ток будет составлять 6 А. При более высоком параметре батарея может перегреться.
- Следите за временем зарядки. Обычно для полного заряда требуется 8−12 часов, в зависимости от состояния аккумулятора и типа зарядного устройства.
- Проверяйте температуру аккумулятора во время зарядки. Если корпус нагрелся, уменьшите силу тока или поставьте процесс на паузу.
- После зарядки дайте аккумулятору «отстояться» 1−2 часа перед установкой в автомобиль. Это позволит «устаканиться» химическим процессам внутри АКБ.
Что еще можно сделать, чтобы не допустить разрядки
Также есть простые, но важные рекомендации, которые помогут сохранить хороший тонус аккумулятора в период холодов:
- Проверьте натяжение ремня генератора. Слабый ремень снижает эффективность зарядки аккумулятора во время движения.
- Не допускайте длительных простоев автомобиля зимой. Если автомобиль стоит без движения более недели, рекомендуется завести двигатель и дать ему поработать, чтобы зарядить аккумулятор. В идеале — прокатнуться по району.
- Не слушайте подолгу музыку и не используйте другое электрическое оборудование, если автомобиль заглушен.