Только поменял моторное масло, а оно сразу почернело: норма или нет?

Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией: залили свежее моторное масло, проехали буквально несколько километров, проверили щуп — а масло уже потемнело. Возникает закономерный вопрос: это нормально или признак проблем с двигателем?
Почему свежее масло темнеет так быстро
- Очистка двигателя от отложений. Новое масло обладает моющими присадками. Попадая в двигатель, оно сразу начинает растворять сажу, нагар и остатки старого масла. Эти частицы подхватываются в суспензию и окрашивают масло в более темный цвет.
- Работа присадок. Современные масла содержат целый комплекс химических добавок. При нормальной работе мотора они вступают в реакцию с продуктами сгорания топлива, что тоже отражается на цвете.
- Особенности дизельных двигателей. В дизелях масло темнеет буквально через несколько минут после замены. Причина — сажа, которая образуется в процессе сгорания солярки и неизбежно попадает в картер.
- Тип топлива и стиль езды. При использовании некачественного бензина или при частых коротких поездках мотор работает «богаче» (то есть увеличивает процентное содержание горючего в топливо-воздушной смеси), образуя больше нагара. В таких условиях масло темнеет быстрее.

Самая главная причина быстрого потемнения масла
В действительности есть еще одна причина быстрого потемнения нового моторного масла, и обычно она перевешивает все предыдущие. В большинстве двигателей внутреннего сгорания при сливе масла через пробку поддона сливается не весь объем старого масла. Даже когда оно уже перестало капать, на дне остается некоторый объем.
То есть при первом же запуске новое масло смешивается с остатками старого. Именно по этой причине масло и темнеет так быстро.
Так что если вы залили свежее масло, доехали до дома и на щупе оно уже стало черным, это вовсе не значит, что оно успело что-то отмыть в моторе либо выработало свой ресурс. Просто остатки старого лубриканта смешались с новым.
Можно ли избежать этого?
Перфекционисты могут воспользоваться одной из двух методик:
- Использовать промывочное масло. То есть после слива старого заливается «промывка», двигатель работает некоторое время на холостых, затем она сливается, и ДВС заполняется уже обычным маслом. В качестве промывочного можно использовать и обычное масло.
- Использовать специальные насосы для откачки масла (или просто шприцы). Если приноровиться, можно опустить шланг насоса на самое дно поддона через отверстие для щупа. В таком случае получится удалить практически все масло из ДВС.

Когда потемнение — это норма
- Масло почернело через несколько часов или дней, но вязкость и уровень в норме.
- Нет посторонних запахов гари или резкой потери смазочных свойств.
- Двигатель работает ровно, без лишнего дыма из выхлопной трубы.
В таких случаях поводов для тревоги нет — масло просто выполняет свою очищающую функцию.

Когда стоит насторожиться
- Масло резко стало густым, с комками или осадком. Возможна проблема с охлаждением или подделка масла.
- Появился резкий запах гари. Это может говорить о перегреве двигателя или проблемах с топливной системой.
- Масло светлое, но «молочное». Признак попадания охлаждающей жидкости в картер (неисправность прокладки ГБЦ).