Теперь понятно, почему в СССР этот знак ПДД выглядел совсем иначе: вот как изменился символ «Стоп»

Знак STOP — один из самых узнаваемых дорожных символов в мире. Восьмиугольник с белыми буквами на красном фоне, как и само слово «STOP», стали международным языком дорожной безопасности. Но почему именно такая форма? И почему в СССР этот знак долгое время не вводили?
Кто придумал знак STOP?
Идея ввести на дорогах знак, обязывающий водителя остановиться, принадлежит американскому предпринимателю Уильяму Фелпсу Эно. Еще в 1900 году он предлагал организовать движение в городах с помощью правил и специальных указателей. Первый знак STOP появился в 1915 году в Детройте — белый квадрат 60 на 60 см с надписью. Простой и незаметный, он не сильно отличался от других табличек на улице.
Изначально скепсис был велик. Один чиновник заявил: «Ни один водитель не остановится, если рядом не будет полицейского». Тем не менее, идея развивалась.
Все изменилось в 1922 году, когда Федеральное управление автомагистралей США решило стандартизировать дорожные знаки. Специалисты искали форму, которая бы не терялась в пейзаже и сигнализировала об особой важности. Так родился восьмиугольник — геометрически уникальная фигура, которую легко узнать даже в темноте или в снегу, даже если надпись на нем неразборчива. Именно за эту универсальность его и выбрали.

Но с цветом возникли сложности. Красную краску, устойчивую к выцветанию, найти было трудно. Поэтому изначально знак был желтым. Лишь в 1924 году на конференции по безопасности движения решили, что цвет должен быть красным — как символ тревоги и опасности. А фарфоровая эмаль, предложенная инженерами в Калифорнии, помогла воплотить эту идею в жизнь.
Почему в СССР восьмиугольника долго не было?
В Советском Союзе впервые аналог знака STOP появился только в 1961 году — и выглядел совсем иначе. Это был красный треугольник внутри круга с надписью «СТОП». Система дорожных знаков развивалась автономно от западных стандартов, в том числе и по идеологическим причинам. Использование латинского алфавита, особенно на столь авторитетном символе, в условиях Холодной войны казалось неприемлемым.
К тому же, советская система дорожной безопасности долгое время делала ставку на регулировщиков и светофоры, а не на знаки приоритета. В таких условиях знак STOP в западном виде попросту не был нужен.
Венская конвенция и глобализация правил
Лишь в 1968 году ситуация начала меняться: на международной конференции в Вене был принят документ, унифицирующий дорожные знаки по всему миру. В нем впервые фигурировал красный восьмиугольник с белой надписью STOP как универсальный символ остановки.
СССР присоединился к соглашению позже. В 1973 году знак официально появился в отечественных ПДД под номером 2.5, согласно ГОСТу 10807-71. Он стал первым и единственным восьмиугольным знаком в советском дорожном пространстве — настолько его форма была уникальной.
Где сейчас можно встретить знак STOP?
Сегодня знак STOP в России устанавливают:
- на перекрестках с ограниченной видимостью,
- перед железнодорожными переездами,
- у карантинных и контрольно-пропускных постов,
- на особо опасных участках.
Штрафы за игнорирование знака
Согласно КоАП РФ, за игнорирование требования остановки перед знаком 2.5 предусмотрены штрафы:
- 800 рублей — при проезде стоп-линии на красный сигнал;
- 500 рублей — при нарушении на нерегулируемом перекрестке;
- 2500–3000 рублей — за неправильную остановку в крупных городах;
- 5000 рублей или лишение прав — на железнодорожных переездах.
Если нарушение зафиксировано камерой — прощения не будет. Только инспектор на месте может ограничиться предупреждением.
Любопытные факты
- В Израиле вместо слова «STOP» изображают ладонь — обратное прочтение этого слова на иврите похоже на оскорбление.
- В Турции на знаке написано DUR — то есть «стой» по-турецки.
- Если кто-то украдет знак STOP, а из-за этого произойдет авария с жертвами, похитителя могут обвинить в непреднамеренном убийстве.
- Многие водители совершают rolling stop — снижают скорость, но полностью не останавливаются. Это нарушение.
Форма, цвет, слово — все в знаке STOP подчинено одной цели: заставить водителя остановиться. Это, пожалуй, самый универсальный дорожный символ в мире, переживший десятки реформ и границ. За ним сто лет истории, борьбы за стандарты и попытки навести порядок на улицах всего мира.


