Автомобили

Теперь понятно, почему легендарный троллейбус СССР называли «пылесосом». Над ним смеялась вся страна

Анатолий Ковтун, Фотохроника ТАСС
Поделиться
Комментарии
СВАРЗ‑ТС!

В конце 1950-х годов на улицах Москвы появился троллейбус, который сразу привлекал внимание своим необычным видом. Он оказался длиннее привычных машин, с гармошкой посередине, и внешне напоминал автобус, но с токоприемниками. Это был легендарный СВАРЗ‑ТС — первый сочлененный троллейбус в Советском Союзе.

Он создавался как ответ на растущие транспортные нагрузки: столичные маршруты перегружались, и нужно было средство, способное перевозить гораздо больше пассажиров за одну поездку. Так в троллейбусных парках Москвы и появились длинные четырехосные машины, собранные на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе.

СВАРЗ‑ТС был не просто большим — он был огромным. Длина доходила до 18 метров, а конструкция включала две секции, соединенные гибкой вставкой. Управлять таким троллейбусом было непросто: он поворачивал неохотно, часто мешал движению на узких улицах и требовал от водителя предельного внимания. Зеркал было мало, а задняя часть могла уходить в сторону при маневре. Несмотря на это, СВАРЗ‑ТС уверенно работал на самых загруженных маршрутах — таких как 12, 20, 31, 33 — и позволял перевозить больше людей, чем любой другой вид городского транспорта того времени.

Фред Гринберг, РИА Новости

Такие машины не отличались резвостью. Троллейбус с полной загрузкой разгонялся медленно и подолгу стоял на остановках — в салоне было тесно, людей набивалось с избытком. Тем не менее его ценили за надежность и вместительность. Последняя, кстати, стала главной фишкой транспорта. В паспортных данных указывалась вместимость до 224 человек, но в реальности троллейбус вмещал свыше 400 пассажиров! За это СВАРЗ‑ТС даже получил смешную клику — «пылесос»: на остановках он буквально всасывал пассажиров в свой огромный салон.

Впрочем, были у троллейбуса и другие клички. Некоторые за огромную длину называли его красной колбасой, а другие — крокодилом. В те времена над СВАРЗ‑ТС смеялась вся страна.

К началу же 1970-х годов машины начали постепенно снимать с маршрутов: они устаревали, запчасти найти было трудно, а на смену приходили более современные модели. Некоторые СВАРЗ‑ТС отправили в другие города, часть списали. Оставшиеся корпуса использовались как бытовки и склады, а целые экземпляры сохранились только в единичных случаях.

А какие еще прозвища СВАРЗ‑ТС вы слышали?

Краткие технические характеристики троллейбуса СВАРЗ‑ТС:

  • Тип: сочлененный троллейбус (двухсекционный)
  • Годы выпуска: 1959–1968
  • Производство: СВАРЗ (Москва)
  • Модификации: ТС‑1 (1959–1963), ТС‑2 (1964–1968)
  • Длина: около 18 метров
  • Число осей: 4
  • Двери: 4
  • Вместимость по паспорту: до 224 человек
  • Реальная вместимость: до 400 человек при перегрузке
  • Двигатель: тяговый электромотор (данные по мощности в открытых источниках не уточняются)
  • Управление: реостатно-контакторное
  • Максимальная скорость: около 45–50 км/ч
  • Масса: порядка 18–20 тонн.
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0