Простой способ снизить расход топлива: о нем мало кто задумывается, а зря

В условиях постоянно растущих цен на топливо автолюбители ищут любые способы экономии. Кто-то меняет стиль вождения, кто-то тщательно следит за давлением в шинах, а кто-то переходит на более экономичные автомобили. Однако есть один фактор, который часто остается вне поля зрения — размер колесных дисков и шин.
Как размер колес влияет на расход топлива
На первый взгляд кажется, что выбор дисков и шин — это скорее вопрос внешнего вида и управляемости. Однако изменения в размере колес напрямую влияют на несколько ключевых параметров автомобиля:
- Масса колеса (неподрессоренная масса). Чем больше диаметр диска, тем тяжелее колесо. Увеличение массы требует больше энергии для раскручивания колеса и поддержания скорости, особенно в городском режиме с частыми ускорениями и торможениями. Это напрямую увеличивает расход топлива.
- Сопротивление качению. Шины большего диаметра зачастую имеют больший контакт с дорогой, а значит — выше сопротивление качению. Это увеличивает нагрузку на двигатель, особенно при движении на низкой скорости.
- Аэродинамика и высота профиля. Колеса с низкопрофильными шинами на больших дисках могут ухудшать аэродинамику, особенно если выступают за пределы арок. К тому же такие шины менее гибкие, хуже гасят неровности, заставляя подвеску и двигатель работать с большей нагрузкой.
- Передаточное число. Увеличение общего диаметра колеса меняет эффективное передаточное число трансмиссии. Это может снижать динамику и заставлять двигатель работать в менее экономичном диапазоне оборотов.

Пример из практики
Допустим, стандартные колеса автомобиля — 16 дюймов с шинами 205/55 R16. Заменив их на 18-дюймовые диски с низкопрофильной резиной 225/40 R18, можно получить следующие «бонусы»:
- Увеличенную массу каждого колеса на 2–4 кг;
- Увеличенный расход топлива в среднем на 3–7%;
- Снижение комфорта при езде по неровностям;
- Увеличение износа подвески.

Какой размер выбрать?
Если цель — максимальная экономия, лучше придерживаться штатного (заводского) размера колес или даже рассмотреть возможность установки дисков меньшего диаметра с более высоким профилем шин (при условии совместимости с тормозной системой и допуском производителя).
Главные советы:
- Выбирайте легкие диски. Литые или кованые диски легче штампованных или массивных реплик.
- Ориентируйтесь на узкие шины. Они уменьшают сопротивление качению. А еще есть специальные экономичные серии покрышек со сниженным сопротивлением.
- Следите за давлением. Недокачанные шины — причина роста расхода топлива до 10%.

Почему многие стремятся поставить более крупные диски?
Но если у крупных колес столько очевидных недостатков, то почему большинство автомобилистов предпочитают ставить именно их? Вообще, исторически диаметр дисков был привязан к вполне конкретному параметру — размерам тормозных механизмов. Именно поэтому на мощных спортивных автомобилях диски всегда были больше: просто для того, чтобы внутрь помещались усиленные тормоза. Однако на каком-то этапе логика пошла не туда, и сегодня запросто можно увидеть, как небольшие «тормозилки» буквально тонут внутри огромных дисков. Особенно часто это встречается в богатых комплектациях каких-либо «гражданских» семейных автомобилей, которые вовсе не предполагают сколь-нибудь активного вождения.
Что уж говорить про те случаи, когда на условный Hyundai Solaris, который с завода вышел на 15-дюймовых дисках, радушный владелец ставит «четкие катки» на 18 дюймов. Он автоматически получит «респект на районе», однако особых практических преимуществ от такой рокировки не будет. Зато заметно возрастет расход топлива и нагрузка на элементы подвески, а вместе с этим ухудшится динамика. Бонусом — тормоза будут выглядеть просто крошечными, явно не соразмерно колесам.

В то же время на «заряженных» версиях авто от ведущих производителей (к примеру, M у BMW, AMG у Mercedes-Benz или S/RS у Audi) линейная зависимость между размерами колес и тормозных механизмов все еще прослеживается.
Таким образом, для подавляющего большинства легковушек стремление к как можно более крупным колесам мотивировано только желанием как-то улучшить эстетику автомобиля и привлечь внимание окружающих.