Когда нужно менять свечи зажигания: простой способ определить

Свечи зажигания являются одним из ключевых компонентов бензинового двигателя. Они отвечают за воспламенение топливно-воздушной смеси, от их состояния зависит стабильность работы мотора, расход топлива и легкость запуска. Но как понять, что пришло время заменить свечи? Сейчас расскажем о простом способе определить это самостоятельно.
Зачем менять свечи зажигания?
Со временем свечи зажигания изнашиваются, на них образуется нагар, эрозия электрода, могут появляться трещины в керамической изоляции. Из-за этого ухудшается искрообразование, что приводит к таким последствиям:
- затрудненному запуску двигателя;
- неустойчивому холостому ходу;
- повышенному расходу топлива;
- снижению мощности;
- рывкам при разгоне;
- увеличению вредных выбросов.

Когда менять свечи по регламенту?
Производители обычно рекомендуют менять свечи каждые 30 000–60 000 км пробега для обычных никелевых свечей и до 100 000–120 000 км для платиновых или иридиевых. Однако реальные условия эксплуатации (городской режим, частые пуски, некачественное топливо) могут сократить этот срок.
Однако существуют примеры, когда оригинальные свечи, установленные еще на заводе, проходили даже 200–300 тысяч километров. Очень многое зависит от их качества и условий эксплуатации.
Простой способ определить, что пора менять свечи
Вот пошаговый способ диагностики, который не требует специального оборудования. Во-первых, потребность в замене свечей можно выявить даже без их осмотра:
- двигатель «троит» (работает с перебоями);
- увеличился расход топлива без причины;
- появились провалы при разгоне;
- машина плохо заводится, особенно в холод.
Если замечаете хотя бы 2–3 таких симптома — стоит проверить свечи. Однако стоит отдавать себе отчет в том, что все эти проблемы могут быть вызваны и совершенно другой причиной.
Более надежный способ — визуальный осмотр. Если есть возможность, открутите свечи (или попросите механика сделать это) и посмотрите на их состояние. На самых массовых автомобилях установлены 4-цилиндровые двигатели, свечные колодца находятся сверху и к ним легко подобраться. Стоит лишь снять декоративную крышку с ДВС (если она есть), открутить четырех катушки зажигания и открутить свечи с помощью свечного ключа. Наиболее распространенные размеры — 14, 16 и 21 мм, они есть во многих наборах ручного инструмента, а также продаются отдельно в магазинах и на маркетплейсах. Для большинства моделей вся процедура по откручиванию четырех свечей занимает несколько минут.

Вот что можно понять по внешнему виду свечей:
- светло-коричневый нагар — нормально;
- черный сухой нагар — признак переобогащенной смеси или плохой искры;
- масляный нагар — возможная проблема с маслосъемными колпачками;
- белый налет — перегрев;
- нештатный зазор электрода — можно отрегулировать или заменить свечи;
- эрозия или повреждение электродов — свечу однозначно нужно менять.

Советы по замене
Существует несколько общепринятых советов по замене свечей:
- меняйте все свечи одновременно;
- используйте свечи, рекомендованные производителем;
- проверяйте зазор между электродами (обычно он должен быть 0,8–1,1 мм, зависит от модели авто);
- не пытайтесь сэкономить каждую копейку. Замена свечей не такая уж частая процедура. В большинстве случаев их цена просто растворится в прочих эксплуатационных затратах, особенно на горизонте нескольких лет. Лучше взять один качественный комплект надолго, чем покупать самые дешевые, но менять их в несколько раз чаще.