Автомобили

Почему исчезли дворники на фарах: они были везде — от BWM и Mercedes до экспортных «Жигулей» долгие годы

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Куда делись фароочистители с дворниками?

Сегодня уже мало кто помнит, но несколько десятилетий назад на автомобили массово устанавливались «дворники» для фар. Они были похожи на обычные стеклоочистители и функционировали по аналогичной схеме, только в уменьшенном масштабе. Какова была их функция? И почему они в одночасье исчезли? Сейчас обо всем расскажем.

Первые машины с «дворниками» на фарах

Пионерами по части очистки фар стали шведы: в 1970 году на Saab 99 появилась инновационная система, напоминавшая миниатюрную швабру, которая проходила вдоль стекла фары, сметая грязь. Во время работы фароочистителя активировались установленные сверху форсунки с «омывайкой».

shutterstock.com

На родине этого изобретения систему посчитали настолько удачной и полезной, что уже в 1972 году сделали ее обязательной для всех выпускаемых автомобилей. Так что волей-неволей эстафету приняла Volvo. Правда, на семействе 240 механизм был выполнен иначе и уже напоминал уменьшенную копию полноценных «дворников» для ветрового стекла: щётки вращались по радиусу. Правда, длина самих щеток была выбрана с запасом, так что в верхнем положении они почти наполовину торчали над капотом. Благодаря этому работу системы можно было наблюдать непосредственно с водительского кресла.

В целом же Volvo длительное время оставалась привержена системе очистки фар: компания продолжала ставить ее на свои машины вплоть до середины 2000-х, когда другие производители давно отказались от нее.

shutterstock.com

BMW, Mercedes, Fiat: как «дворники» стали распространены по всей Европе

Вслед за Швецией за автомобильную инновацию ухватились и другие европейские страны. Особенно популярной она оказалась в Германии: BMW и Mercedes стали массово устанавливать фароочистители на свои легковушки.

shutterstock.com

Интересной получилась система у BMW: в 80-х у всех баварских седанов (3 Series, 5 Series и 7 Series) фары были выполнены в виде раздельных кругляшей. Из-за этого немецким инженерам пришлось заново изобретать велосипед: их система включала два поводка, установленных под углом примерно 90 градусов друг относительно друга. Форсунка для омывания тоже была двойной: она устанавливалась посередине между двумя фарами и стреляла сразу в обе стороны.

shutterstock.com

Еще более редкой оказалась реализация у FSO Polski Fiat 125p — это лицензионная копия Fiat 125, выпускавшаяся в Польше. На автомобиль установили сложную систему с независимыми дворниками на каждой из четырех фар. А вот у Rolls-Royce с аналогичными сдвоенными фарами на люксовом седане Silver Shadow II была установлена не привычная резиновая щётка, а ворсистая!

Фароочистители на отечественных автомобилях

Система очистки фар не обошла стороной и отечественные автомобили. Причем применялась она весьма широко: от «Копейки» (ВАЗ-2101) до «Десятки» (ВАЗ-2110). Правда, устанавливалась далеко не на каждый автомобиль. Ходили слухи, что фароочистители положены лишь поставляемым на экспорт автомобилям, но это не совсем так. Взаимосвязь существует, но не совсем линейная: просто зарубеж поставлялись машины преимущественно в более дорогих комплектациях, поэтому и «мини-дворники» в них встречались куда чаще, чем на легковушках для внутреннего рынка.

shutterstock.com

На большинстве тольяттинских машин применялись компоненты Рижского завода автоэлектроприборов. Он поставлял системы и после развала СССР, однако в 90-е их выпуск наладили (пусть и ненадолго) на башкирском заводе ОКТАП.

Кроме продукции АвтоВАЗа, фарные «дворники» встречались на правительственных ЗИЛах. А вот до «Волг» они так и не добрались.

Почему фароочистители исчезли

Технология очистки фар с использованием «дворников» прожила несколько десятилетий. Она практически полностью исчезла с рынка уже к началу 2000-х. Что стало причиной?

Существует несколько предпосылок. Фароочистители хоть и были компактными, но все же немного портили обтекаемость кузова. Если в 70-х это не играло роли, то к началу XXI века производители стали все больше внимания уделять снижению аэродинамического сопротивления.

shutterstock.com

Но важнее другое: если в 70-х и 80-х годах фары производились из стекла, то к концу века его вытеснил пластик. Этот материал дешевле и проще в производстве, но гораздо легче царапается.

Если наложить на эту картину тот факт, что автомобильные компании постоянно стремятся удешевить производство, то отказ от «дворников» для фар был лишь вопросом времени. В последние десятилетия на автомобилях с ксеноновыми и некоторыми светодиодными фарами применяются фароомыватели, которые мощной струёй сбивают налипшую грязь.

shutterstock.com
Выдвижные дверные ручки автомобилей запретят: оказывается, они опасны
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0