Выдвижные дверные ручки автомобилей запретят: оказывается, они опасны

В последние годы автопроизводители активно внедряют выдвижные дверные ручки. Они смотрятся стильно, улучшают аэродинамику и подчеркивают «премиальность» модели. Однако именно эта деталь, созданная ради дизайна, всё чаще становится предметом дискуссий среди экспертов по безопасности. Дело дошло до того, что такие ручки могут полностью запретить! Но действительно ли они опасны? Сейчас разберемся.
Из-за чего весь сыр-бор
Китайские регулирующие органы обсуждают запрет выпуска машин с полностью выдвижными ручками дверей. Новые правила могут вступить в силу в июне 2027 года. Пока это лишь проект изменений, окончательного решения нет.
При этом некоторые производители уже прокомментировали это известие. Глава Great Wall (бренды Haval, Tank, Ora) заявил, что компания полностью откажется от выдвижных ручек, поскольку они не привносят существенных преимуществ по сравнению с традиционными, да и мода на них прошла.
В чем плюсы выдвижных автомобильных ручек
Одним из первых автомобилей с выдвижными ручками стала Tesla Model S в 2012 году. Автомобиль был крайне инновационным для своего времени, а этот штрих не только придавал электромобилю дополнительную футуристичность, но и слегка снижал коэффициент аэродинамического сопротивления.

Чуть позже тренд подхватили и другие производители. Причем спрятанные ручки стали появляться не только не «электричках», но и на простых машинах с двигателями внутреннего сгорания.
А уж когда выдвижные ручки «распробовали» китайские производители… Сегодня счет моделей с такой особенностью идет уже даже не на десятки. В большинстве случаев это дань моде и попытка завлечь покупателя трендовым дизайном.
В чем минусы выдвижных ручек
С момента появления машин с такими дверными ручками среди россиян ходит байка, что она замерзают зимой, а уж если машина покрылась коркой льда (как при «ледяном дожде»), то можно сразу вызывать такси без надежды попасть в свой автомобиль. Тем не менее на практике подобные случаи хоть и встречаются, но крайне редки. Это опасение можно считать преувеличенным.
Но даже с учетом этого даже в Китае с его гораздо более теплым климатом у такого технологического решения нашлось немало недостатков. Краш-тесты, проведённые Китайским институтом исследований страхования (CIRI), показывают, что процент успешного открывания дверей автомобилей, оснащённых электронными ручками, после боковых столкновений составляет всего 67%, что значительно ниже, чем 98% для механических ручек. Более того, согласно статистике Ассоциации потребителей, количество жалоб на травмы пальцев детей, полученные от скрытых дверных ручек, в 2024 году увеличилось на 132% по сравнению с предыдущим годом.

В последние годы у нескольких популярных в КНР моделей случались случаи, когда модные ручки после ДТП не позволяли открыть дверь, что приводило к задержкам в проведении спасательных работ и, в конечном итоге, к гибели людей. Эти инциденты вызвали широкий резонанс.
К тому же и повышение эффективности электромобилей отнюдь не столь существенное. Согласно исследованию SAE (Общества автомобильных инженеров), скрытые дверные ручки улучшают коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля всего на 0,005–0,01 вместо заявленных автопроизводителями 0,03 (разница между ожидаемым и фактическим результатом — в четыре раза).
Многие автопроизводители также пересматривают концепцию полностью скрытых дверных ручек. Например, Volkswagen среди совместных предприятий неизменно использует полускрытые дверные ручки, сочетая эстетику с практичностью и безопасностью. На некоторых последних моделях также появились полускрытые ручки. Они сделаны в виде небольшого углубления с кнопкой внутри, при нажатии которой срабатывает сервопривод открывания. А если кнопка сломается или сядет аккумулятор, то можно потянуть на себя чуть сильнее, и тогда дверь откроется уже по старинке, то есть механически.
Более того, одна электронная дверная ручка стоит в три раза дороже механической, но при этом выходит из строя в восемь раз чаще. По статистике на этот узел приходится 12% ремонтов автомобилей, причем многие из них требуют замены в сборе.

Что в итоге
Выдвижные дверные ручки — яркий пример того, как погоня за модой может обернуться риском для жизни. Если тренд на такие решения сохранится, автопроизводителям придется искать баланс между красотой и безопасностью. В противном случае их просто запретят.