Можно ли часами стоять на холостом ходу: чем это чревато для авто
Некоторые автомобилисты не только подолгу прогревают машину на холостом ходу, но и буквально часами не глушат ее, даже если никуда не едут. В первую очередь так делают в северных и южных регионах: в первом случае из-за крепких морозов, во втором — изнуряющей летней жары. Но находятся и критики такого поведенческого паттерна: мол, двигатель в таком режиме работает на износ и вообще долго не протянет. Есть ли в этом страхе зерно истины? И если требуется долго держать машину на холостом ходу, то как минимизировать негативные последствия? Сейчас разберемся.
Почему двигателю вредно долго работать на холостых оборотах
Противники длительной работы на холостом ходу приводят следующие аргументы:
- Плохая смазка трущихся деталей. Производительность масляного насоса связана с оборотами двигателя. При длительной работе на холостом ходу эффективность работы масляной системы падает. Масляное голодание вполне может спровоцировать повышенный износ всех трущихся элементов.
- Нагар на клапанах. При длительной работе на ХХ многие элементы двигателя начинают зарастать нагаром. В первую очередь этому подвержены клапаны. Если на их рабочей поверхности станет слишком много нагара, то они не смогут до конца закрываться. В конечном итоге ДВС начнет работать нестабильно, начнут плавать обороты, возрастет расход топлива. При этом на современных моторах с непосредственным впрыском эта проблема стоит особенно остро.
- Нагар на свечах. Первопричина аналогична предыдущему пункту. Последствия — неполное сгорание топлива, пропуски зажигания.
- Засорение топливной аппаратуры. При работе на ХХ в систему подается минимальное количество горючего, из-за этого на форсунках также могут возникнуть отложения, а их производительность будет снижена.
- Повышенный износ катализатора. Для правильной работы этого устройства требуется, чтобы он разогрелся до определенной температуры. При работе на холостом ходу каталитический нейтрализатор будет хронически недогрет.
Значит, долго держать мотор на холостых оборотах нельзя?
Все вышеперечисленные негативные последствия длительной работы на холостом ходу действительно имеют место быть. Однако это вовсе не значит, что мотор не может долго работать в таком режиме. Просто необходимо отдавать себе отчет в том, что ДВС работает в режиме повышенной нагрузки. Чтобы при этом он прослужил долго, требуется придерживаться простых рекомендаций:
- Используйте качественное моторное масло и чаще его меняйте. В идеале ориентироваться на моточасы (250–300 моточасов), но поскольку далеко не каждый легковой автомобиль позволяет их посмотреть, можно просто сократить интервал замены в 2–3 раза относительно рекомендованного заводом. К примеру, менять через 5–7,5 тысяч км вместо 15 тысяч, указанных в официальной книжке.
- Периодически давайте мотору поработать на повышенных оборотах. Если машина часто стоит на ХХ, то требуется регулярно предоставлять ей передышку: вполне достаточно 20–30 минут двигаться с оборотами в районе 2000–2500 в минуту (для бензиновых ДВС). Для этого можно выехать на пригородную трассу или объездную. Необязательно при этому устанавливать рекорды скорости или загонять тахометр в красную зону. Равномерного движения при скорости 80–90 км/ч вполне достаточно, чтобы как минимум частично сжечь накопившийся нагар.
- Используйте топливо с «очищающими» присадками. Хотя в рекламе подобных сортов горючего много маркетинга, бензин от ведущих производителей с пометкой «моющий» действительно позволяет уменьшить количество отложений, в том числе на форсунках, впускных клапанах (справедливо для ДВС с распределенным впрыском) и камере сгорания.
- Чаще проверяйте состояния свечей и топливных форсунок. В случае появления отложений их можно прочистить, а при серьезных отклонениях от работы — заменить.
Вместо заключения
Если следовать этим элементарным мерам, то ничего страшного с двигателем не случится, даже если он по несколько часов в день «молотит» на месте.