Мотор на прожарку: полезно ли раскручивать обороты двигателя до красной зоны
Подавляющее большинство современных автомобильных двигателей обладают отличной эластичностью и могут нормально работать на низких оборотах. Производители настраивают автоматические коробки таким образом, чтобы не допускать стрелку тахометра выше 3 тыс оборотов. Водители привыкают ездить в щадящем ритме и месяцами не дают силовым агрегатам хорошей нагрузки. Стоит ли так поступать, и полезна ли для мотора хорошая «прожарка»?
Полезная профилактика
Всем известно, что спортивный стиль езды снижает ресурс технических узлов и способствует повышению выбросов вредных веществ в атмосферу. Однако иногда машине полезно давать хорошую «прожарку», чтобы избавиться от «шлаков».
За долгое время «овощной» езды впрысковые моторы накапливают отложения. Масляный насос работает вполсилы, также, как и помпа, наблюдаются локальные перегревы, скапливается конденсат в масле и в системе выпуска. В итоге, на машинах с пробегом свыше 100 тыс км накапливается нагар, возможны проблемы с работой клапанов впуска и выпуска, фиксируются перебои с работой инжектора, закисает турбина.
Помогает профилактика. Делать «прожарку» лучше перед сменой масла, когда оно уже близко к выработке ресурса, то есть на пробегах в период 7-9 тыс км после технического обслуживания.
Давление масла и вибрации
«Прожарка» выполняется следующим образом. Сначала диагностируем двигатель, систему ГРМ и особенно масляный насос. Если проверка не выявила ошибок, то можно приступать к профилактике. Заливам полный бак бензина с моющими присадками и ищем спокойный участок скоростной дороги для равномерного движения без замедлений и ускорений. Подойдут свободные междугородние трассы, где мало грузовиков и другого тихоходного транспорта.
Автомобиль разгоняем на четвертой передаче до максимально разрешенной скорости таким образом, чтобы стрелка тахометра колебалась в районе 3500-4500 об. Двигатель тогда переходит на пик мощности и выдает максимальный крутящий момент. Расслабляемся и едем так пару часов, бросая газ на спусках для движения накатом.
На высоких оборотах масляный насос работает в полную силу и обеспечивает приемлемое давление. Смазывающая жидкость при хорошей циркуляции раскрывает свои моющие свойства и удаляет старые отложения, прокачивает их через фильтр и самоочищается.
На высоких оборотах в полной мере задействуется турбина, разрабатывается тяга и перепускной клапан, который регулирует подачу газов. Они рискуют закиснуть без нагрузки. Инжектор прогоняет через форсунки максимальное количество топлива и удаляет возможные загрязнения впрыска.
Но главное, при 4000-4500 об мотор подвергается широкому диапазону вибраций первого и второго порядка, которые способствуют отслаиванию нагара и прокручиванию клапанов в их седлах. Вся механика ГРМ встряхивается, клапаны вращаются вокруг своих осей, избавляясь от частичек нагара и прирабатываются в новом положении. Для лучшего эффекта нужно в процессе езды плавно менять обороты двигателя, дозируя вибрации, чтобы детали двигателя входили в резонанс и избавлялись от налета.
После профилактической «прожарки» необходимо сбросить газ, переключиться на высшую передачу и дать мотору охладиться на низких оборотах при равномерном движении. Затем не будет лишним поменять масло в двигателе, чтобы слить застарелую грязь, собравшуюся в картере. С новым маслом мотор будет работать еще лучше.