Менять ли охлаждающую жидкость, если нет перегрева: надо учесть этот нюанс

Антифриз или охлаждающая жидкость являются жизненно важным компонентом любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Однако нередко автомобилисты относятся к нему без должного внимания: мол, если машина не греется, значит, всё в порядке. Однако отсутствие перегрева — это не гарантия того, что система охлаждения работает эффективно. Сейчас разберёмся, почему важно менять охлаждающую жидкость регулярно, даже если явных проблем нет.
Почему антифриз важен?
Охлаждающая жидкость выполняет сразу несколько функций:
- Охлаждение двигателя — основная задача, предотвращающая перегрев.
- Защита от коррозии — современные антифризы содержат присадки, предотвращающие ржавление внутренних каналов.
- Смазка водяного насоса — антифриз снижает трение и продлевает срок службы помпы.
- Защита от замерзания — особенно актуальна в холодное время года.

Что происходит с антифризом со временем?
Даже если машина работает без перегрева, с течением времени антифриз теряет свои свойства:
- Присадки разрушаются, и жидкость перестаёт защищать систему от коррозии.
- Появляются отложения, засоряющие каналы радиатора и систему охлаждения.
- Меняется pH-баланс, и жидкость может начать разъедать прокладки и алюминиевые детали.
- Ухудшается теплоотвод, из-за чего двигатель может постепенно работать в более высоком температурном режиме, не доходя до перегрева, но испытывая повышенную нагрузку.
Когда менять антифриз?
В первую очередь следует выполнять рекомендации производителя, для этого требуется прочитать официальную инструкцию по эксплуатации или сервисный мануал конкретной модели.
Но существуют и универсальные рекомендации, которые зависят от типа охлаждающей жидкости:
Тип антифриза | Срок службы |
G11 (на основе силикатов) | 2–3 года или 60 тыс. км |
G12 / G12+ (карбоксилатные) | 5 лет или 100–150 тыс. км |
G13 (современные гибридные) | до 5 лет или 150 тыс. км |
При этом даже если пробег небольшой, срок службы по времени тоже имеет значение. Со временем антифриз стареет, даже если вы почти не ездите.

Как проверить состояние охлаждающей жидкости?
Вот несколько признаков, что пора задуматься о замене:
- Цвет жидкости стал мутным или изменился.
- Появился осадок, ржавчина или запах.
- Уровень антифриза регулярно падает без видимых протечек.
- Прошло более 3–5 лет с момента последней замены.
Есть и более замороченные способы. К примеру, можно также проверить плотность и pH жидкости с помощью тестеров — это даёт более точную информацию о её состоянии.

Готовый антифриз или концентрат — что выбрать?
При покупке охлаждающей жидкости вы столкнётесь с выбором между готовым к применению раствором и концентратом:
- Готовый антифриз уже разбавлен водой в оптимальной пропорции (обычно 50/50), его можно сразу заливать в систему. Удобно и просто, особенно для тех, кто не хочет рисковать с неправильными пропорциями.
- Концентрат требует разбавления дистиллированной водой. Пропорция зависит от климата: например, для защиты до –35 °C обычно берут 1:1. Концентрат удобен для хранения и даёт возможность более точно настроить состав под условия эксплуатации. Однако важно не использовать обычную водопроводную воду — в ней есть соли и минералы, вредные для системы охлаждения.
Если вы уверены, что сможете правильно развести концентрат, это может быть более выгодным вариантом. Но для большинства водителей проще и безопаснее использовать готовую жидкость от проверенного производителя.