Когда менять тормозные колодки: как легко понять оптимальный момент

Тормозная система — один из ключевых элементов безопасности автомобиля. Даже самая мощная машина с современными системами стабилизации не сможет остановиться вовремя, если тормозные колодки изношены. Понимание того, когда их пора менять, поможет не только сохранить безопасность, но и избежать дорогостоящего ремонта дисков.
Средний ресурс тормозных колодок
В среднем тормозные колодки служат 30 000–50 000 км, но реальный срок зависит от стиля вождения, условий эксплуатации и качества деталей. Городской режим с частыми торможениями изнашивает колодки быстрее. На трассе срок службы дольше, так как тормоза используются реже.

Плюс к этому многое зависит от самой модели автомобиля. Чем тяжелее автомобиль, тем быстрее он может «съесть» фрикционный слой. А вот электромобили и гибриды выделяются в позитивной ключе: они умеют замедляться за счет рекуперации (то есть процесса генерации энергии) и смыкают колодки только в редких случаях. На них заводские колодки могут прослужить и до 100 000 км.
Признаки, что пора менять колодки
Так как же определить оптимальный момент для замены тормозных колодок? Есть несколько традиционных признаков:
- Скрип или писк при торможении. Многие современные колодки оснащены индикатором износа — металлической пластиной, которая начинает скрежетать по диску, когда фрикционный слой заканчивается.
- Вибрации или пульсация педали. Чаще это связано с износом дисков, но сильно стёртые колодки тоже могут вызвать такой эффект.
- Увеличение тормозного пути. Если машина стала «дольше думать» перед остановкой, фрикционный материал может быть на пределе.
- Толщина фрикционного слоя менее 3 мм. Визуальный осмотр через отверстия диска или при снятом колесе даст точный ответ. Но стоит помнить, что колодки часто изнашиваются неравномерно с наружной и внутренней стороны, причем именно скрытая от глаз внутренняя накладка может стереться быстрее.
- Индикатор на приборной панели. У некоторых автомобилей есть электронный датчик износа, который подаст сигнал заблаговременно.

Что будет, если тянуть с заменой
Продолжение езды с изношенными колодками может привести к таким последствиям:
- повреждению тормозных дисков, что чревато дорогим ремонтом;
- перегреву тормозной системы;
- снижению эффективности торможения и аварийным ситуациям.
Как продлить срок службы колодок
- Избегайте резких торможений, если нет необходимости.
- Тормозите двигателем.
- Регулярно очищайте тормозную систему от грязи и реагентов.
- Используйте качественные детали, соответствующие вашему авто. Необязательно устанавливать только 100% оригинал, поскольку в части таких расходным материалов, как тормозные колодки, в большинстве случаев это все равно брендированная продукцию от крупного OEM-производителя. Но и ориентироваться исключительно на самые дешевые заменители не стоит. В целом, если название производителя колодок на слуху, то они должны быть приемлемого качества.

Что в итоге
Оптимальный момент для замены тормозных колодок — это не только пробег, но и состояние самих деталей. Не полагайтесь лишь на километраж — осматривайте тормоза при каждом плановом ТО или каждые 10–15 тысяч км. А еще лучше, если вы уделите проверке тормозных колодок время при сезонной смене покрышек: при снятом колесе можно хорошо рассмотреть толщину как внешних, так и внутренних накладок. Несколько минут на проверку могут однажды спасти жизнь.