Как правильно менять автомобильные шины, если стоят датчики давления

Многие современные автомобили оборудованы системой контроля давления в шинах — TPMS (Tire Pressure Monitoring System). Она позволяет следить за давлением в шинах в режиме реального времени: показания выводятся на приборную панель. Это повышает безопасность, а также позволяет экономить топливо и продлить срок службы шин. Однако при сезонной смене резины или замене колес у многих водителей возникает вопрос: как не повредить датчики давления и не вызвать ошибку на панели приборов? Что делать, если комплект зимних колес на других дисках? Необходимо ли что-то перепрограммировать? Сейчас во всем разберемся.
Что нужно знать о TPMS
Система TPMS бывает двух типов:
- Прямая — использует датчики, установленные непосредственно в колесах (на ниппеле или внутри диска). Они измеряют давление и передают данные на блок управления.
- Косвенная — работает через систему ABS, отслеживая скорость вращения колес (если одно спущено — оно крутится быстрее).
В первом случае при замене шин требуется особая аккуратность, ведь датчики физически присутствуют в колесе. Именно этой системе с датчиками давления и уделим внимание.

Как переобуваться, если у вас зимняя резина без дисков
В первом сценарии у вас есть отдельно зимняя резина без колесных дисков, то есть дважды в год вы «переобуваете» покрышки на одни и те же диски. В таком случае необходимо сделать так:
- Обязательно предупредите шиномонтажника, что у вас установлена система TPMS. Датчики легко повредить при разбортировке, поэтому специалист должен быть особо внимателен.
- При установке зимних покрышек уделите внимание тому, чтобы диски сохранили свое прежнее положение. То есть, к примеру, передний левый диск остался на том же месте, и так далее.
- При установке резины шиномонтажники также должны быть предельно аккуратны, чтобы лапкой шиномонтажного стенда не сбить датчики.

Как переобуваться, если у вас полный комплект зимних колес
В том случае, если у вас есть полный набор зимних колес, то есть шины уже установлены на диски, то процедура чуть иная:
- При первой установке зимних покрышек необходимо установить дополнительный комплект датчиков давления на диски.
- Можно купить как оригинальные датчики давления, так и универсальные. Во втором случае их потребуется настроить при помощи специального программатора.
- Программатор пригодится и для оригинальных датчиков TPMS, поскольку он позволит «клонировать» заводские датчики, скопировав их ID и прописав их во второй комплект. В этом случае не придется вносить изменения в бортовой компьютер авто через меню приборной панели или OBD-сканер.
- После «клонирования» датчиков требуется установить их в соответствии с расположением заводских датчиков, то есть «клон» переднего левого поставить на то же место.

Что делать, если после установки колес вылезли ошибки
Бывает так, что после установки колес бортовой компьютер не видит какой-то из датчиков, либо они перепутаны местами. В этом случае возможны следующие варианты:
- Автомобиль поддерживает автоопределение датчиков. В таком случае через какое-то время (спустя 10–15 км) все придет в норму без каких-либо дополнительных манипуляций.
- Автомобиль не поддерживает автоопределение датчиков. В этом случае потребуется либо перестановка колес, либо прописывание ID сенсоров в блоке TPMS машины.
- В некоторых автомобилях иногда нужно вручную выполнить калибровку через меню бортового компьютера. Этот пункт меню у разных производителей называется по-разному, к примеру, «Инициализация давления», Tire Pressure Set, TPWS Setting Unit и тому подобное.