Электромобиль позволяет экономить деньги на топливе: правда или миф?

Порой электромобили рассматриваются не только как шаг к экологичному будущему, но и как способ сэкономить на ежедневных расходах. Один из главных аргументов в пользу электромобилей — низкая стоимость «топлива», то есть электроэнергии по сравнению с бензином или дизелем. Но так ли все однозначно на практике? Сегодня мы разберемся, действительно ли электромобиль помогает экономить деньги, сравним затраты на зарядку и заправку в реальных условиях России в июле 2025 года, а также оценим, при каких сценариях владение электрокаром действительно выгодно.
Про расход и тарифы
Возьмем усредненные расходные параметры и цены. Для примера сравним автомобиль со смешанным расходом 10 л на 100 км и электромотор, который потребляет 15 кВт·ч на те же 100 км. В обоих случаях это типичные параметры для достаточно эффективных автомобилей. Существуют машины с ДВС, которые потребляют еще меньше, но в большинстве случаев это либо дизельные модели, либо малолитражки с совсем уж далекими от электромобилей параметрами (в первую очередь по размерам и массе).

По состоянию на июль 2025 года средняя цена бензина АИ-95 в РФ составляет 61 рубль за литр. Есть регионы, где он дешевле или дороже. С электричеством разбег еще больше, ведь существует сразу несколько разных тарифов в зависимости от типа населенного пункта и наличия электрической плиты. Плюс к этому есть двуставочные тарифы день/ночь. В среднем же этот показатель составляет 7,35 рубля за кВт·ч (опять же, существуют сценарии, когда цена выше или ниже).
Третий участник — общественные станции быстрой зарядки. На электрической зарядной станции (ЭЗС) средние цены колеблются от 12 до 24 рублей за киловатт. Усредненный показатель — 18 ₽/кВт·ч.
Сравнение затраты на 100 км пути
Теперь посчитаем, во сколько обойдется себестоимость поездки на 100 км в трех случаях: для бензиновой машины, для электромобиля при зарядке дома и для него же при использовании быстрых общественных станций.
Транспорт | Расход на 100 км | Цена за единицу | Стоимость 100 км |
Бензиновый авто | 10 л бензина | 61 ₽/л | 10 × 61 = 610₽ |
Электромобиль (домашняя зарядка) | 15 кВт·ч | 7,35 ₽/кВт·ч | 15 × 7,35 = 110 ₽ |
Электромобиль (публичная быстрая ЗС) | 15 кВт·ч | 18 ₽/кВт·ч | 15 × 18 = 270 ₽ |

Годовая экономия при разных сценариях
Теперь рассчитаем, сколько в общей сложности заплатит владелец за один год при учете среднего пробега 15 000 км.
Тип зарядки | Годовая стоимость зарядки | Экономия в год |
Бензин | 91 500 ₽ | 0 |
Электромобиль дома | 16 540 ₽ | ≈ 74 960 ₽ |
Электромобиль ЗС | 40 500 ₽ | ≈ 51 000 ₽ |

Выводы — правда или миф?
- Домашняя зарядка делает владение электромобилем максимально выгодным: экономия — более 70 тысяч рублей в год при среднем пробеге.
- Публичные станции дороже, но все еще существенно дешевле бензина: экономия в районе 50 тысяч, особенно в городах с доступной инфраструктурой.
- Комбинированный сценарий (50/50 домашняя + общественная зарядка) даст среднюю экономию 55–65 тысяч в год.

Таким образом, сэкономить на эксплуатации электромобиля действительно можно. При использовании домашней зарядки (актуально для владельцев частных домов, либо если использовать подземный паркинг с выведенной розеткой) можно сберечь в среднем 75 000 рублей в год. Если пользоваться общественными станциями, то экономия составит около 50 000 рублей.
Другой вопрос, что пока электромобили в среднем дороже машин с ДВС. Если учитывать цену покупки самого транспортного средства, то расклад может быть совершенно иным.