Больше половины цены нового автомобиля в РФ составляют государственные пошлины: правда или миф?

При покупке нового автомобиля в России, особенно импортного, будущий владелец нередко удивляется высокой цене. В народе давно бытует мнение, что большая часть стоимости машины — это государственные налоги и сборы. Но действительно ли это так? Давайте разберемся, какая конкретно доля от конечной цены автомобиля уходит государству — и куда именно.
Какие налоги и сборы платятся при ввозе автомобиля?
Если автомобиль ввозится из-за рубежа (а это большинство иномарок, особенно вне сегмента бюджетных), на него налагается целый комплекс обязательных платежей:
1. Таможенная пошлина
Это основной и один из самых «тяжелых» сборов. Для новых легковых автомобилей (до 3 лет) ставка составляет от 15% до 54% от таможенной стоимости в зависимости от возраста машины, объема двигателя и того, кто ее ввозит — юридическое или физическое лицо.
Поскольку сейчас мы говорим в основном про машины, которые продаются в автосалонах, то и будем учитывать ставку пошлины для юрлиц. В большинстве случаев она составляет 25% от цены ввозимого автомобиля.
Пример: автомобиль стоимостью $20 000 облагается пошлиной $5 000.

2. НДС (налог на добавленную стоимость)
После начисления пошлины на увеличенную стоимость (автомобиль + пошлина) дополнительно взимается 20% НДС.
То есть НДС начисляется не только на сам автомобиль, но и на уже включенную пошлину.
Пример: если авто стоит $20 000, а пошлина — $5 000, то НДС = 20% от $25 000 = $5 000.
3. Утилизационный сбор
Этот сбор обязателен как для новых, так и для бывших в употреблении автомобилей. Размер зависит от типа автомобиля, объема двигателя и возраста машины.
К примеру, для новой машины с ДВС объемом от 1 до 2 литров платеж составит 667 400 рулей. А вот если движок, к примеру, на 2,1 литра (то есть в диапазоне от 2 до 3 литров), то сбор подскочит сразу до 1 875 400 рублей.
4. Плата за оформление, сертификацию, логистику и прочее
Хотя они напрямую не являются «государственными поборами», стоит учитывать следующие траты:
- Платежи за сертификацию (Одобрение типа транспортного средства — ОТТС),
- Расходы на логистику (доставка до России и внутри России),
- Курсовая разница (если автомобиль закупается за валюту) и комиссия банка.

Какова реальная доля государственных сборов в цене автомобиля?
Стоит понимать, что единственно верного ответа на этот вопрос нет. Причина проста: часть пошлин привязаны к импортной цене автомобиля, а часть фактически фиксированы.
К примеру, пошлина в размере 25% действительно напрямую зависит от цены машины. А вот утильсбор не привязан к ней. В итоге 667 400 рулей за «утиль» придется заплатить и в случае с бюджетным седаном Changan Alsvin, и со среднеразмерным кроссовером Geely Monjaro, хотя цены на них в Китае разнятся примерно в три раза. И это еще далеко не самый диаметральный пример. В случае с электромобилями премиум-класса разница будет еще больше. Плюс к этому затраты на логистику тоже напрямую не привязаны к себестоимости транспортного средства, хотя в целом и зависят от ее размеров и массы.

В итоге для бюджетных моделей доля пошлин и налогов в конечной цене новой машины в автосалоне будет выше. Пример: недорогой седан Changan Alsvin стоит 1 850 000 рублей, из которых примерно 972 тысячи уходит чисто на государственные сборы. Это 53% от цены! И тут еще не учены затраты на доставку и маржу дилера. Если переформулировать, то просто официальные совокупные пошлины, которыми облагают эту машинку государство, превышают его розничную цену в Китае.
И похожая ситуация со всеми бюджетными моделями. Для более дорогих доля сборов может быть ниже за счет фиксированной части, в том числе утильсбора.
Кстати, с 1 января 2026 года (а также с первого числа каждого последующего года вплоть до 2030-го) утильсбор будет в очередной раз увеличен. И вместо наиболее распространенной ставки 667 400 рулей начнет действовать новая — 800 800 рублей. Это в очередной раз увеличит долю государственных «поборов».
Вывод: правда или миф?
Только официальные государственные сборы с ввозимых в страну автомобилей могут превышать 50% от конечной цены. В первую очередь это касается бюджетных моделей. Для более дорогих машин она может быть ниже, к примеру, в районе 40%. Поэтому простым мифом такую информацию назвать нельзя.