Автомобили
8 ноября 2024, Пятница, 14:20

Когда ABS автомобиля может быть опасна: на зиму ее отключают некоторые водители — правы или чудят?

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Раскрываем тему отключения АБС при езде на льду и снегу

Знакомый сценарий: тормозите на льду или снегу «в пол», а педаль встала колом, под капотом раздался стрекот, машина катится вперед. Опять АБС мешает нормально замедлиться? В некоторых случаях антиблокировочная система действительно действует невпопад и может увеличить тормозной путь. Так может вообще отключить ее на зиму? Рассказываем, как это сделать и чем это грозит.

Что вообще делает АБС

АБС, она же ABS — anti-lock braking system, антиблокировочная система. Это одна из базовых электронных систем автомобиля. Она предотвращающая блокировку колес при торможении, чтобы сохранить устойчивости и управляемости автомобиля. Предвестники современной АБС стали появляться на различных транспортных средствах еще в первой половине XX века, однако первый серийным автомобилем с электронной системой АБС стал седан Mercedes-Benz W116, для которого ее предлагали в качестве опции.

Алгоритм работы АБС следующий: как только датчик скорости одного или нескольких колес фиксирует блокировку колеса, электронный блок управления отдает команды модулятору с клапанами (именно он «стрекочет» под капотом во время срабатывания АБС) для перекрывания необходимого тормозного контура.

shutterstock.com

Таким образом, по умолчанию в АБС нет какой-либо особо умной электроники, которая бы смогла анализировать состояние дорожного полотна, погоду, кондицию покрышек и прочие факторы, от которых зависит сцепление с покрытием. При прочих равных на сухом и прогретом летнем асфальте и гладком, как зеркало, льду система функционирует по одному и тому же алгоритму. Отчасти именно отсюда и вытекают некоторые ее минусы.

Почему АБС может быть опасна

В целом производители и не скрывают, что в некоторых условиях работа АБС может привести к увеличению тормозного пути. В основном это касается слабого сцепления покрышек с поверхностью, в том числе при езде зимой на летних шинах, а также передвижения на рыхлых поверхностях вроде глубокого снега, песка или гравия. В идеальном сценарии АБС сможет автоматически скорректировать свою работу в таких случаях, плюс к этому некоторые модели машин предоставляют водителю возможность задать тип поверхности вручную. Однако в большинстве случаев настройка АБС едина.

В случае со льдом или снегом проблема заключается в том, что коэффициент сцепления даже хороших зимних покрышек может быть настолько мал, что любое прикосновение к педали тормоза может вызвать мгновенную блокировку колес. Затем тут же срабатывает АБС, разблокирует колеса, после чего давление возвращается в систему и цикл повторяется. Загвоздка в том, что на каждое действие системе требуется определенное время, из-за чего в некоторых случаях создается ощущение, что машина вообще не тормозит и мчит вперед, будто по рельсам.

shutterstock.com

Также существует точка зрения, что при торможении зимой юзом (то есть с заблокированными колесами) перед шинами образуется своеобразный валик из снега, который якобы повышает эффективность замедления. При этом поскольку АБС постоянно разблокирует колеса, то такой валик либо не успевает образоваться, либо колесо его переезжает при каждой разблокировке. И пусть такое мнение имеет право на существование, основная проблема АБС при зимней эксплуатации никак не связана с этой теорией.

Неправильная настройка блока

Самым опасным фактором является изначальная неверная настройка электронного блока управления АБС, который слишком рьяно пытается разблокировать колеса. И если летом его поведение может быть вполне адекватным, то зимой при прочих равных наступает катастрофа. Форума автовладельцев пестрят историями о том, как они попали в ДТП или в лучшем случае просто сильно испугались из-за того, их машина в один момент отказывалась тормозить на скользком покрытии. Также подобное поведение может возникнуть, когда одно из колес попадает в легкую ямку, причем даже на сухом покрытии.

Особенно часто с таким поведением сталкивались владельцы Volkswagen Tiguan первого поколения и Volkswagen Polo седан также первого поколения. Из-за неверной калибровки антиблокировочной системы зимняя езда на них превращалась в настоящую русскую рулетку. Производитель даже проводил отзывную кампанию, в рамках которой перепрошивал ЭБУ, после чего проблема в большинстве случаев решалась либо полностью, либо хотя бы частично.

Также другим примером неверной настройки АБС является Hyundai Sonata IV ТАГАЗовского производства и Renaul Logan I. Как минимум на некоторых партиях этот седан категорически отказывался адекватно тормозить зимой из-за неоптимальной калибровки АБС.

Что делать, если АБС не дает тормозить зимой?

Во-первых, для начала следует определиться, что большинство современных автомобилей с АБС адекватно тормозят зимой. То ощущение, что срабатывание АБС увеличивает тормозной путь, педаль встает колом и так далее — всего лишь иллюзия, вызванная шоком от негативных эмоций. Разумеется, на льду и снегу тормозной путь будет априори длиннее, чем на сухом теплом асфальте. А тот факт, что педаль тормоза неожиданно бьет по ноге и под капотом что-то пугающе стрекочет лишь добавляет жути. На этом фоне у водителя и может возникнуть ошибочное ощущение, что «раньше было лучше», то есть «этот ваш АБС нам нафик не нужон».

Во-вторых, вместе с этим следует принять тот факт, что проблема неадекватной работы АБС также существует. Она не является выдумкой или мифом. Но подвержены ей лишь некоторые модели, причем в том числе от крупнейших мировых производителей, опыт инженеров которых нельзя подставить под сомнение. Виной всему человеческая ошибка или отсутствие испытаний на зимних дорогах (второй фактор является особенно странным, ведь порой такая проблема встречается не только на адаптированных для рынка РФ автомобилях, но и выпущенных непосредственно в нашей стране).

shutterstock.com

С учетом вышеозвученной информации большинству владельцев автомобилей с АБС ничего делать изначально не требуется: их система штатно работает и летом, и зимой. Поэтому вся дальнейшая информация касается только тех «счастливчиков», у которых наблюдаются реальные проблемы с АБС.

В первую очередь следует обратиться к официальном дилеру. Даже если сроки гарантии давно вышли, там наверняка смогут помочь обновить прошивку АБС. Если же эта инициатива не увенчалась успехом, то следует поискать информация на форумах владельцев таких же машин, либо поспрашивать в соответствующих группах в мессенджерах.

Можно ли отключить с помощью предохранителя?

Наиболее «варварский» способ решения проблем с АБС — вытаскивание соответствующего предохранителя. Найти его можно с помощью инструкции производителя. Процедура весьма простая, займет всего несколько минут. После этого может возникнуть иллюзия, что проблема решена, но есть несколько нюансов.

Во-первых, даже если проблема с торможением на льду/снегу была решена, то необходимо отдавать себе отчет, что вы также лишитесь АБС и в прочих условиях, когда она изначально работала корректно. Во-вторых, вместе с АБС вы также лишитесь системы курсовой устойчивости.

shutterstock.com

Но самое страшное произойдет, если попытаться грубо отключить АБС на относительно свежем автомобиле. Проблема заключается в том, что с 2001 года компания Bosch (является лидером отрасли и поставляет свои системы большинству автопроизводителей) начала выпускать АБС 8-го поколения, в которой появилась EBD (Electronic Brake Distribution) — система распределения тормозных усилий. Вместе с этим было решено отказаться от регулятора тормозных усилий задней оси автомобиля (в народе «колдун»), чьи функции и возложили на EBD. В таком случае отключение АБС приведет к тому, что тормоза на обеих осях автомобиля будут получать одинаковое усилие, а поскольку задняя ось при торможении разгружается, то ее колеса окажутся заблокированы гораздо раньше, чем колеса передней оси.

Проще говоря, при торможении на любом нестабильном покрытии, либо при торможении в повороте крайне высок риск резкого заноса задней оси и разворота автомобиля в самый неподходящий момент. И это уже гораздо опаснее, чем просто плохо функционирующая АБС.

Таким образом, ни в коем случае не рекомендуется самостоятельно пытаться отключить АБС, в том числе путем размыкания электроцепи через вынимание соответствующего предохранителя. В каких-то единичных случаях это может помочь, однако в общем сценарии вы сделаете только хуже.

Дошиповка зимних шин вместо их замены: в каких случаях экономия оправдана
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0