Заправки начали разбавлять топливо: как распознать, чего избегать, и чем это чревато

В 2025 году ситуация с качеством бензина на российских заправках стала ухудшаться. Некоторые сети в ряде регионов даже уличили в том, что они разбавляют топливо. Можно ли заранее определить такие АЗС? Что делать, если уже «хапнули» паленое горючее? Каковы могут быть последствия? Сейчас во всем разберемся.
Почему ситуация с качеством топлива обострилась
В 2025 году сложилось несколько негативных факторов.
- Оптовая цена топлива на бирже постоянно растет.
- Доступность и качество различных присадок и прочих химических компонентов, необходимых для производства розничного топлива, находятся под вопросом.
- Во многих регионах возник дефицит топлива из-за закрытия нефтеперерабатывающих заводов на плановые ремонты.
- Атаки беспилотников на НПЗ приводят к их временному закрытию и уничтожению запасов.

В результате деятельность АЗС существенно усложнилась. Независимые сети (то есть не принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, таким как «Лукойл», «Башнефть» и так далее) стали работать в минус. В это сложно поверить, но каждый проданный литр действительно может приносить заправкам убытки.
С учетом всего этого небольшие региональные сети стали «химичить». Неблагонадежные продавцы разбавляют топливо, которое они закупили на оптовом рынке. Многие стали повышать октановое число за счет каких-то добавок, то есть они покупают более дешевое низкооктановое топливо, добавляют «химию» и продают под видом высокооктанового.
Как определить неблагонадежную заправку
Существует несколько базовых правил по выбору АЗС, которые позволяют минимизировать шанс нарваться на плохое топливо.
- Выбирайте АЗС крупной сети: «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть».
- Когда уже подъехали к АЗС, найдите уголок с информацией потребителя. Убедитесь, что в документах значится верное юридическое лицо или дочерняя компания. К примеру, ООО «Газпром сеть АЗС», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и тому подобное. Если там значится ООО с совершенно другим названием либо вообще ИП, то эта заправка не имеет прямого отношения к нефтяной компании. В лучшем случае это будет франчайзи, в текущей обстановке их тоже лучше сторониться.
- Не стоит искать АЗС с самыми низкими ценами.
- Лучше искать АЗС с большой проходимостью. Вероятность нарваться на «паленку» в глуши гораздо выше, чем внутри среднего или крупного города.

Что делать, если уже залили плохое топливо
Вот основные последствия от использования некачественного бензина:
- Потеря мощности, затупы, рывки. Плохое топливо с низким октановым числом или примесями вызывает детонацию — двигатель начинает работать нестабильно, машина «тупит», плохо разгоняется, возможны рывки и глохание.
- Засорение топливной системы. Примеси, грязь или вода в бензине оседают в фильтре, форсунках и топливной рампе. Это приводит к засорению, неравномерной подаче топлива и дорогостоящему ремонту. На современных двигателях с непосредственным впрыском могут выйти из строя форсунки и даже ТНВД.
- Повреждение свечей зажигания. Некачественное сгорание образует нагар на свечах, из-за чего двигатель начинает троить и плохо заводится.
- Коррозия и ржавчина в системе. Если топливо содержит воду или спирт, возможна коррозия бака, трубок и элементов топливной системы.
- Повреждение поршневой группы и клапанов. Длительная езда на «паленом» бензине может вызвать перегрев, прогар клапанов или даже разрушение поршней. Это самый негативный вариант из всех возможных, поскольку потребуется капитальный ремонт двигателя.

Поломки двигателя из-за некачественного бензина
Совпадение это или нет, но в последние дни по СМИ также прокатилась волна сообщений о поломках двигателей. В частности, говорится о выходе из строя нескольких кроссоверов Geely, среди которых есть Coolray, Cityray, Tugella и Monjaro. На этих машинах встречается два вида бензиновых двигателей, оба достаточно требовательны к качеству топлива.
На практике из-за плохого бензина действительно может происходить разрушение поршня или клапана. В теории ЭБУ должен еще при первых симптомах неправильного сгорания топливовоздушной смеси заметить неладное и как минимум выдать предупреждение в виде лампы Check Engine. Но в действительности моторы порой работают буквально до последнего, а когда водитель уже замечает, что машина откровенно «троит» (либо она и вовсе заглохла), то обычно сумма предстоящего ремонта переваливает за несколько сотен тысяч рублей.

В представительстве Geely уже прокомментировали такие случаи: программное обеспечение официально продаваемых в РФ автомобилей полностью адаптировано для нашего рынка. А вот с импортированными «всерую» машинами все сложнее: на них чисто китайские прошивки, да и официальная гарантия на такие авто не распространяется.
Так что владельцам машин с современными двигателями требуется еще более тщательно подходить к выбору АЗС: если на паленом топливе простенькая машинка «прочихается» и поедет дальше (максимум — потребуется заменить свечи и промыть топливную систему), то более сложные ДВС могут в буквальном смысле слова рассыпаться.
А если вы уже поняли, что вскоре после заправки машина стала вести себя «как-то не так», то необходимо как можно скорее остановиться и заглушить двигатель. Не исключено, что это лишь первые признаки нестабильной работы, которые еще не привели к непоправимым последствиям. В таком случае лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые смогут провести диагностику и убедиться в безопасности дальнейшей эксплуатации.