Россиян будут по-новому штрафовать за нарушения ПДД: что изменится

В скором времени штрафовать водителей смогут не только сотрудники ГИБДД. Во всяком случае, такую инициативу уже внесли в Госдуму. Кто конкретно сможет этим заниматься и за какие нарушения? Сейчас разберемся.
Инспекторов на всех не хватит
В Госдуму внесены поправки в КоАП, согласно которым региональные власти получат право наряду с сотрудниками Госавтоинспекции оформлять протоколы и выписывать штрафы водителям. Правда, речь идет далеко не обо всех провинностях, а только о нарушении правил парковки.

Правом рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении водителей хотят наделить региональные органы исполнительной власти. Примечательно, что сегодня такая практика уже в ходу, но только в субъектах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и Московской области.
Речь идет о части 4 статьи 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств».
Зачем потребовались изменения? Все дело в том, что нарушителей гораздо больше, чем инспекторов ГИБДД. Сотрудники просто не успевают выписывать штрафы. В качестве примера приводятся такие данные по Пермскому краю (поправки разработаны депутатами Законодательного собрания этого региона): за 2024 год в регионе было вынесено 17 755 постановлений за неправильную парковку, то есть примерно по 50 в сутки. А между тем только в центральном районе Перми около 1000 водителей нарушают правила парковки.

Инициативу пермских парламентариев уже поддержали власти Тульской, Рязанской, Нижегородской областей и Краснодарского края, пишут «Известия».
Авторы законопроекта отдельно уточняют, что поправки предполагают под собой право, а не обязанность органов исполнительной власти субъектов. То есть региональные власти смогут по своему усмотрению пользоваться новой возможностью в случае утверждения законопроекта.
Двойные штрафы и другие проблемы поправок
Мотивационная часть поправок вполне очевидна: сотрудников ГИБДД на местах не хватает, чтобы штрафовать хотя бы небольшую часть водителей за неправильную парковку. Но у инициативы есть и очевидные недостатки. По словам адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, подобное «двоевластие», когда штрафы смогут выписывать и инспекторы, и представители местной власти в лице созданных для этого муниципальных служб, может привести к путанице.

В частности, как бороться с ситуациями, когда сначала неправильно припаркованный автомобиль оформил сотрудник ГИБДД, а спустя несколько минут еще один штраф выписал сотрудник регионального органа власти? Из-за регулярных сбоев в базах данных вероятность такого развития событий полностью исключить нельзя.
При этом у автомобилистов возникнут сложности с обжалованием таких штрафов. Перед подачей жалобы им придется сначала выяснить, кто именно оформил материал и куда обращаться с этой петицией.