«Лада-Искра» получила четыре звезды за краш-тест: это хорошо или плохо?

«Лада-Искра» — долгожданная новинка от АвтоВАЗа — заработала четыре звезды в краш-тесте. Много это или мало? Что это за краш-тест? Отвечаем на основные вопросы по безопасности потенциального отечественного бестселлера.
В каком краш-тесте разбили Искру?
Как рассказали в пресс-службе АвтоВАЗа, «Искру» проверили по методике ARCAP (Autoreview Car Assessment Program), разработанной экспертами издания «Авторевю».
Краш-тест ARCAP — это фронтальный удар автомобиля на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер из алюминиевых сот, имитирующий передок легковушки. Так как, по статистике, встречные столкновения редко происходят точно лоб в лоб, во время краш-теста испытуемый автомобиль врезается в препятствие только частью передка с водительской стороны — перекрытие составляет 40%. В итоге в рамках теста имитируется встречное лобовое столкновение двух машин примерно одинаковой массы на суммарной скорости 110 км/ч — когда обе движутся навстречу друг другу со скоростью 55 км/ч.
По большому счету, ARCAP является упрощенной копией известного европейского теста Euro NCAP. Упрощенной в смысле количества испытаний, но не их сложности. В Euro NCAP проводится больше тестов, разбивается больше автомобилей за один раз: в рамках ARCAP просто невозможно провести столько испытаний из-за ограниченности бюджета.

Плюс к этому, в 2020 году методика Euro NCAP была существенно изменена: основной фронтальный краш-тест теперь проводится с участием подвижной тележки массой 1400 кг, которая более точно имитирует встречный транспорт. А еще в Euro NCAP исследуется работа различных электронных ассистентов, которые должны автоматически останавливать автомобиль при появлении других транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. Ничего такого в ARCAP нет.
Однако, несмотря на то, что сам по себе тест ARCAP ограничен по своим возможностям, его важность для российского рынка трудно переоценить: если какая-то из локальных моделей не была испытана по Euro NCAP (либо по аналогичным тестам в США, Китае, Австралии и Южной Америке), то краш-тест ARCAP является наиболее красноречивым свидетельством ее высоких качеств с точки зрения пассивной безопасности. Либо низких качеств, если оценка получилась неудовлетворительной.
Четыре звезды — это много или мало?
По итогам краш-тестов «Лада-Искра» получила четыре звезды, что является максимальной оценкой в методике ARCAP. Прежде аналогичную оценку получили «Лада-Веста», XRAY Cross, Hyundai Creta, Hyundai Solaris образца 2017 года и Renault Arkana.
Но не является ли краш-тест ARCAP настолько мягким, что все автомобили получают максимальную оценку? Нет, не является: у «Гранты» образца 2015 года было три звезды, у «Гранты» 2012 года — всего две. «Калина» 2005 года заработала всего 1 балл, ВАЗ-2110, ГАЗ-3110, «Ока», Daewoo Nexia 2002 года — 0 баллов.

Вместе с этим стоит учесть, что пассивная безопасность автомобилей постоянно возрастает, поэтому сравнивать модели из разных десятилетий бессмысленно.
А еще важно напомнить, что «Лада-Искра» изначально проектировалась на платформе CMF-B-LS, разработанной концерном Renault-Nissan. Близкими родственниками отечественной новинки являются Renault Logan III, Nissan Juke II и Nissan Note E13. И хотя из-за событий 2022 года АвтоВАЗу пришлось в срочном порядке заниматься импортозамещением массы узлов, основные элементы кузова и его безопасности уже были просчитаны и утверждены.

В итоге, «Искра» — безопасный автомобиль или нет?
«Лада-Искра» является современным бюджетным автомобилем, построенным на актуальной платформе с учетом современных стандартов. По уровню пассивной безопасности она соответствует другим недорогим автомобилям B-класса от ведущих мировых производителей. Также «Искра» не будет уступать по безопасности «Весте», которая все же чуть крупнее и дороже.