Электромобиль «Атом» уже презентуют публике: очередной «Ё-мобиль» или отечественная Tesla?

Ажиотаж вокруг перспективного российского электромобиля «Атом» постепенно нарастает: его вовсю демонстрируют публике, прототипы катаются по дорогам Москвы, а на заводе идут пуско-наладочные процедуры. Помимо естественного интереса, у многих появляется вполне резонный вопрос: «взлетит»? Или этот проект может стать очередным «Ё-мобилем», который усердно пиарили несколько лет, а затем втихую прикрыли? Сейчас попробуем разобраться.
Кто разрабатывает «Атом» и где его будут выпускать
Разработкой «Атома» занимается новая компания «Кама», руководство и инженеры которой либо являются выходцами из КАМАЗа, либо тесно связаны с ним. Кто-то еще может помнить прототипы электромобиля «Кама-1», которые также разрабатывались сторонней компанией при поддержке КАМАЗа. Тогда дальше одного прототипа дело не пошло, однако само направление заинтересовало челнинского автогиганта (КАМАЗ находится в Набережных Челнах в Татарстане).
В команду разработки входит около тысячи человек, многие из них ранее трудились у иностранных автопроизводителей. К примеру, руководителем разработки платформы для «Атома» был назначен Николай Бобринский, у которого за плечами инженерная школа Ford и Renault. А больше всего в компании программистов: они разрабатывают программную часть.

Производить «Атом» будут на заводе «Москвич». В начале мая там уже собирали предсерийные экземпляры целыми партиями, хотя не все элементы конструкции пока полностью готовы. Но жители и гости столицы могут лицезреть «Атомы» на дорогах общего пользования.
Участие в проекте принимает и «Росатом»: в 2023 году госкорпорация приобрела около 23% акций «Камы». Плюс к этому дочерняя структура «Росатома» будет поставлять тяговые батареи для электромобиля.
Таким образом, в запуске проекта заинтересованы как минимум КАМАЗ, «Москвич» и «Росатом». Это хороший сигнал: у них есть и опыт, и инженерные компетенции, и производственные мощности.
Каким будет «Атом»
Специально для «Атома» разработана новая платформа. По своим базовым свойствам она повторяет мировой опыт: тяговый аккумулятор интегрирован в пол, единственный электромотор установлен сзади, спереди применяется подвеска типа Макферсон, сзади — многорычажная. Несущий кузов сделан из стали.
Но есть и особенности. К примеру, в конструкцию заложено использование «руля по проводам» (концепция Drive-by-Wire). То есть сама «баранка» не будет иметь прямого механического соединения с передними колесами, вместо этого сенсор будет считывать положение руля, а электромотор — управлять положением рулевой рейки. Такое решение считается передовым и пока применяется на единичных моделях Infiniti, Toyota и Tesla.

Другое примечательное место в конструкции — двери. Задние будут открываться против хода движения, а с учетом отсутствия средней стойки крыши будет образоваться большой проход в салон. Звучит интересно, но из-за этого пришлось дополнительно усиливать кузов и делать более массивные пороги.
Что касается более «осязаемых» параметров, то вот они. «Атом» будет оснащаться задним электромотором мощностью 204 «лошадки» и задним же приводом. Разгон с 0 до 100 км/ч займет 8 секунд, то есть ускорение будет весьма бодрым. Литий-ионный тяговый аккумулятор емкость 77 кВт·ч обеспечит запас хода 500 км. Для зарядки предусмотрен разъем GB/T.

Когда «Атомы» поступят в продажу и сколько они будут стоить
Серийное производство «Атомов» должны начать в третьем квартале 2025 года. Продаваться они будут по аналогичной «Тесле» схеме: у компании не будет традиционных дилеров, а заказать электромобиль можно будет на сайте или в приложении. Но в крупных городах планируется сделать несколько шоурумов, где «Атом» можно будет пощупать вживую.
Гарантия на электромобиль составит пять лет или 150 тысяч километров пробега, а на ключевые компоненты вроде тяговой батареи, электродвигателя и системы терморегуляции — восемь лет или 160 тысяч километров.

Что касается цены, то она пока не объявлена. В последний раз представитель «Камы» называл коридор 2,5–3,5 млн рублей.
Так «Ё-мобиль» или «Тесла»?
Пока продажи «Атома» даже не начались, пророчить ему успех преждевременно. Однако этот проект уже точно нельзя приравнять в очередному «Ё-мобилю». В нем не делается ставка на какой-то технологический прорыв: в целом конструкция схожа с массовыми электромобилями от успешных брендов (хотя пара решений все же вызывает сомнение). Если разработчикам удастся реализовать все задуманное, то перспективы будут зависеть от двух факторов: качества/надежности и цены.