Российские дилеры откажутся от продажи китайских авто? Какие марки могут исчезнуть уже в ближайшее время

После массового ухода западных автобрендов из России их место поспешили занять производители из Поднебесной. В 2024 году на китайские машины пришлось около 60% всего рынка новых автомобилей в РФ. Россияне уже не удивляются тому, что вывески BMW, Toyota и прочих марок меняются на названия, не совсем привычные русскому уху. Однако в обозримом будущем могут закрыть дилерские сети и некоторых китайских марок. Как это вообще возможно в нынешних условиях, и какие конкретно бренды находятся под ударом? Сейчас разберемся.
Почему дилерские центры китайских марок могут закрыться
Несмотря на то, что китайские производители фактически поглотили российский авторынок, далеко не все автодилеры в восторге от сотрудничества с ними. Основная проблема, как это обычно бывает, кроется в деньгах: многие марки из КНР вместо прибыли генерируют одни лишь убытки.
Как это вообще возможно? Всем хорошо известно, что дилеры накручивают на машинах «три цены», продают коврики по цене однокомнатной квартире на отшибе и, вообще, катаются, словно сыр в масле! И хотя для отдельных марок и на отдельных временных отрезках эти утверждения имеют место быть, «в среднем по больнице» ситуация все же несколько иная.

У дилера есть постоянные затраты, в том числе на зарплату персоналу, аренду торговых и складских площадей, выплаты по кредитам, налоги и так далее. А размер его дохода напрямую зависит от количества проданных машин и наценки. При этом, если за отчетный период было продано слишком мало машин, то даже с огромной наценкой можно запросто уйти в минус. Таким образом, содержание дилерского центра непопулярной марки является нерентабельным.
В 2022 году дилерские сети оперативно перестраивались с привычных марок на новые, о которых порой не знали даже сами дилеры. В результате не всем достались бестселлеры вроде Chery и Haval. В этом и кроется проблема: бизнес взялся продавать неликвидный товар, доход от реализации которого просто не покрывает расходов.
Какие марки могут исчезнуть из России
В январе появились слухи о том, что один из крупнейших автодилеров в стране откажется от целой плеяды китайских брендов. Речь идет о компании «Рольф», которая якобы запланировала отказаться от дилерства Kaiyi, BAIC, Evolute и Sollers. Напомним, Evolute — марка условно отечественных электромобилей, выпускаемых на заводе «Моторинвест» из машинокомплектов китайских компаний Dongfeng и Seres, а российский бренд Sollers выпускает коммерческие автомобили и пикапы, причем тоже с китайской родословной. А Kaiyi и BAIC — легковые автобренды из КНР.

В самом «Рольфе» как могли открещивались от этой информации, хотя в открытую не заявляли, что продолжат продавать автомобили указанных марок. Затем первый заместитель генерального директора «Рольфа» Светлана Виноградова все же прокомментировала ситуацию, хотя тоже несколько витиевато. На пресс-конференции она отказалась прямо назвать бренды, которые приносят компании только убытки. Зато назвала прибыльные — Haval и Geely. Вероятно, неплохо обстоит дело также с Chery (плюс производные вроде Jaecoo, Omoda и так далее) и Changan, поскольку эти марки пользуются устойчивым спросом у россиян. Таким образом, все остальные оказались под угрозой исчезновения.
Но это вовсе не значит, что дилеры Kaiyi, BAIC и ряда других маловостребованных в РФ брендов закроются, а сотрудников отпустят по домам. Просто бизнес переориентируется на продажи других марок, на которых можно что-то заработать.
