Главный риск при покупке китайских автомобилей: о нем должен помнить каждый
За последние три года китайские автопроизводители буквально поглотили российский авторынок, на котором помимо них остались лишь отечественные бренды. И хотя машины из поднебесной давно примелькались на дорогах и во дворах, многие из них таят неприятный сюрприз, который может выйти боком для их владельцев. Сегодня расскажем, в чем конкретно заключается риск.
Марок много, запчастей мало
60% продаж новых машин в РФ в 2024 году пришлись на китайские бренды. На фоне покинувших РФ компаний из Европы, США, Японии и Южной Кореи этот процесс является закономерным. Да и россияне уже успели привыкнуть к Haval, Geely и Chery (плюс миллион производных брендов от Chery).
Но важная особенность заключается в том, что помимо них существуют еще и несколько десятков менее известных марок. В общей сложности в РФ представлено более 65 китайских компаний. У многих из них продажи исчисляются сотнями или даже десятками машин в год. Владение подобной редкость, вероятно, дает формальный повод для гордости и возможность выделиться из толпы. Но при подборе запчастей можно открыть настоящий портал в ад.
Причем порой это касается не только штучных машин. Взять хотя бы некогда популярный в РФ Lifan. Легковушки этой марки весьма бойко продавались в нашей стране, но в 2020-м компания была обанкрочена, а владельцы ее машин одномоментно остались если не с тыквой, то как минимум с весьма проблемным пассивом.
На текущий момент по стране колесит около 120 тысяч «Лифанов», запчасти к которым найти практически невозможно. Причем сама компания была выкуплена Geely и на ее основе создано совместное предприятие Livan, которое теперь тоже продает машины в России. А вот «счастливые» владельцы машин Lifan брошены на произвол судьбы.
Не легче ситуация и у владельцев действительно штучных машин. По данным «Автостат-Инфо», в 2024 году тиражом менее тысячи автомобилей разошлись такие бренды как Oting (690 авто), Forting и Ora (по 500 штук), Skywell (210 авто), АmberAuto (149 экземпляров) и Haima (58 машин). Что будет с такими авто на горизонте трех–пяти лет — одному богу известно.
Диагностика, каталоги и короткий срок жизни
Для китайских машин нередко отсутствует специальное диагностическое оборудование, поэтому искать причину поломки порой приходится методом тыка. Плюс к этому зачастую невозможно найти подходящий каталог запчастей, что усложняет и без того непростую процедуру заказа деталей для авто из Поднебесной.
На все вышеобозначенные проблемы накладывается традиционно короткий жизненный цикл таких машин. После выхода очередной новинки на российский рынок может пройти всего пара лет, как внезапный рестайлинг или полная смена модельного ряда изменит внешность машины или ее техническое оснащение. Где после этого искать кузовные элементы или банальные запчасти для техобслуживания — производителя не волнует.
Все это выливается в хождение по мукам в случае аварии или каких-то технических проблем. Сотрудники любого сервисного центра, обслуживающего китайские автомобили, рассказывают истории, расскажут десятки историй, когда владелец очередного модного кроссовера или седана остался без машины на 4–8 месяцев из-за того, что ждал определенную запчасть из Китая. Плюс к этому он еще и заплатил за нее саму тройную цену, да и доставка вышла отнюдь не дешевой.
Так какие китайские машины брать?
Эксперты сходятся во мнении, что брать оптимально только машины популярных автобрендов, которые уже десятилетиями присутствуют на рынке, а их модельный ряд более-менее устаканился. Среди хрестоматийных примеров — те же Haval, Geely и Chery (плюс суббренды). Но и среди них лучше выбирать модели, которые массово покупают россияне. Ведь только в этом случае будет гарантия того, что вокруг машины сложится клуб владельцев с подбором решений типовых проблем, сервисные центры не будут бежать от них, как от огня, а у поставщиков запчастей будут в наличии хотя бы детали для проведения регламентных ТО.