Цензура СССР не пропустила фильм с великим Олегом Далем: «Наш человек не должен видеть себя в зеркале»

Некоторые советские фильмы, которые сейчас считаются классикой отечественного кинематографа, в свое время подвергались цензуре и ложились на полку. Зрители могли посмотреть их только спустя много лет — уже во время перестройки, во второй половине 80-х годов или даже позже.
Причем причиной запрета чаще всего становилось не расхождение с официальной идеологией, а, к примеру, слишком авангардная режиссура, как в «Цвете граната» Сергея Параджанова или «Первороссиянах» Александра Иванова и Евгения Шифферса.
Но существовали и другие причины для запрета. Так, картина «Отпуск в сентябре», снятая 1979 году режиссером Виталием Мельниковым, подверглась цензуре из-за атмосферы «мрачности и безысходности».
Фильм был поставлен по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». В центре сюжета — инженер Виктор Зилов, который живет, казалось бы, неплохой жизнью: он получает долгожданную квартиру и узнает о беременности жены. Однако герой переживает экзистенциальный кризис, размышляет о бессмысленности бытия и страдает от тоски.

Зилову противна ложь, но он понимает — жизнь устроена так, что приходится лгать. Он изменяет жене, обманывает начальство и, наконец, ссорится с друзьями, с которыми собирался на ежегодную утиную охоту — единственное, что вызывает у героя подлинный интерес.
Виктора Зилова сыграл Олег Даль, исполнив одну из лучших своих ролей. Однако великий советский актер не дожил до широкой премьеры «Отпуска в сентябре». Фильм положили на полку, и он вышел только в 1987 году.

«Картину в Останкино приняли хорошо — с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал узнать, когда фильм выйдет. Меня уверили, что начальство только и ждет удобного момента, чтобы выпустить картину, но «момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже». Потом ждали «удобного момента» ровно восемь лет — до самой перестройки», — рассказывал режиссер Мельников.
Официально причина запрета не была озвучена. Но цензоры увидели в картине критику советской действительности того времени (ее позже назовут эпохой застоя), а в Зилове — портрет целого поколения.

«Советский человек не должен видеть себя в зеркале. Искусство должно обольщать. <…> Совершенно безысходную задачку подкидывает Вампилов для восприятия зрителя. А Вампилову от души вторит Мельников: вот есть живой человек. У человека есть доходная государственная служба, где можно от души халтурить. Ему дали квартиру. У него симпатичная жена. У него масса друзей. У него молодая любовница. У него — утиная охота, наконец, любимое дело всей его жизни! А ему от всего тошно», — писал кинокритик Владимир Гордеев.
Однако многие уверены, что Зилов не был просто типичным представителем эпохи застоя, а был новым Печориным, еще одним «лишним человеком», которые существовали во все времена.


