Цензура СССР запретила фильм, снятый к юбилею революции: кино вышло только спустя 42 года

Многие кинокартины, снимавшиеся в СССР, подвергались жесткой цензуре: из одних фильмов вырезали крамольные сцены, а другие полностью перемонтировали. Причем от пристальных взоров цензоров не был защищен никто: ни Сергей Эйзенштейн, долгое время считавшийся главным режиссером Советского Союза, ни Леонид Гайдай, снимавший, казалось бы, безобидные комедии, ни даже детские мультипликаторы.
Однако некоторым режиссерам везло еще меньше: их фильмы попадали на полку и вовсе не выходили в прокат. Так случилось с картиной «Первороссияне», которая снималась к 50-летнему юбилею Октябрьской революции. Драма о рабочих должна была выйти в 1967 году, однако зрители увидели ее только спустя 42 года — в 2009-м.

Кадр из фильма «Первороссияне»
Фильм снимали по мотивам поэмы Ольги Берггольц «Первороссийск». Он был разделен на восемь глав, связанных единым повествованием. По сюжету группа рабочих, вдохновленная Владимиром Лениным, которого играл народный артист СССР Владимир Честноков, отправляется из Петрограда на Алтай, чтобы создать там земледельческую коммуну и установить советскую власть.
Однако большевикам мешают местные казаки под предводительством атамана. Они пытаются разогнать коммуну, сжигая дома и поля, а когда встречают сопротивление, решаются на последнюю меру — убийство коммунистов. В конце один из старейшин, который благословил убийство рабочих, понимает, какое злодеяние совершил.

Кадр из фильма «Первороссияне»
Изначально сценарий, который еще в 50-е годы писала Ольга Берггольц, должен был снимать Григорий Козинцев, до этого уже работавший над фильмами о революционерах («Юность Максима», «Возвращение Максима»). Однако позже киностудия «Ленфильм» поменяла режиссера, постановку поручили Александру Иванову, он только что выпустил трехсерийную картину «Поднятая целина» и, казалось, идеально подходил на роль постановщика.
Но Иванов не хотел снимать еще одну «Поднятую целину» и два года пытался сделать из традиционного и реалистичного сценария, который написала Берггольц, нечто новое. Затем он встретил театрального режиссера Евгения Шифферса, тот предложил превратить фильм в трагическую кинопоэму. По словам современников, Иванов фактически передал работу над фильмом Шифферсу.
В итоге сценарий был переработан так, что фабулу и диалоги сократили до минимума, зато особое внимание приобрели композиция, цвет, ритм, музыка и стихи, введенные в «Первороссиян». Например, каждой из восьми глав фильма соответствовали собственный цвет, преобладавший на экране, и собственная музыка.

Кадр из фильма «Первороссияне»
Хотя по содержанию фильм был идейно выдержан, революция в нем представала не такой, какой ее привыкли видеть зрители: со светлыми лицами рабочих и злодейскими — у противников советской власти. Она была показана как явление мистических сил, пришедших будто бы из другого мира.

Кадр из фильма «Первороссияне»
Фильм получился бесконечно далеким от первоначальной задумки и оригинального сценария. Берггольц, как отмечал кинокритик Петр Багров, он не понравился.
Однако кинокартину не оценила не только она, но и советская цензура. «Первороссиян» посчитали слишком авангардными, поэтичными и странными, особенно для фильма, снятого к юбилею революции. Фильм не только запретили, но и уничтожили все прокатные копии. В СССР он так и не вышел на экраны.
Зрители увидели фильм спустя 42 года, благодаря развитию техники: чудом уцелевший негатив удалось восстановить и оцифровать.