Этот легендарный ресторан в СССР актеры называли «родным гадючником». Что там происходило?
Этот легендарный ресторан на Тверской обожала советская богема. Сюда заглядывали не только деятели театра, спортсмены, писатели, музыканты, но и их почитатели и любители хорошего застолья. Назывался он просто — ВТО (по одноименной организации — Всесоюзное театральное общество, которой принадлежал), располагался при Центральном доме актера. А вот происходили здесь совсем не простые вещи!
Ресторан открылся в 1937 году. У властей была своя идеологическая цель: контролировать интеллигенцию, следить за их настроениями, а такого рода заведение было идеальным местом, развязывающим языки.
Директором Центрального дома актеров стал Александр Моисеевич Эскин, который пригласил Якова Даниловича Розенталя по кличке Борода управлять рестораном ВТО. Его называли человеком-праздником, он умел создавать домашнюю атмосферу, в которую хотелось возвращаться. А еще доставать дефицитные товары.
«Яков Данилыч мог организовать вырезку с кровью, она называлась «вырезка Дома актера» с жареной картошкой пай. Это было божественное блюдо, тающее во рту. Появлялись и копченые угри, и грибочки. Причем все это относительно дешево. Там можно было пообедать за рубль, а если оказывался еще и полтинник, то взять и рюмку водки», — вспоминал советский актер театра Георгий Бахтаров.
А также угоститься в долг и вернуть с получки, чем и пользовались гости заведения. Но не только угощения привлекали творческих людей. Здесь рождались сюжеты.
Ресторан посещал Михаил Булгаков. Именно в директоре ВТО Бороде он нашел прототипа для героя своего романа «Мастер и Маргарита» — Арчибальда Арчибальдовича. Вместе со своей женой Еленой писатель оказывался в центре общего внимания.
«Вчера пошли вечером в Клуб актера на Тверской… Все было хорошо, за исключением финала. Пьяный Катаев сел, никем не прошенный, к столу, Пете сказал, что он написал барахло, а не декорации, Грише Конскому — что он плохой актер, хотя никогда его не видел на сцене и, может быть, даже в жизни. Наконец все так обозлились на него, что у всех явилось желание ударить его, но вдруг Миша тихо и серьезно ему сказал: вы бездарный драматург, от этого всем завидуете и злитесь. «Валя, вы жопа». Катаев ушел мрачный, не прощаясь», — вспоминала Елена Булгакова в своем дневнике (из книги Николая Петровича Ямского «Легенды московского застолья. Заметки о вкусной, не очень вкусной, здоровой и не совсем здоровой, но все равно удивительно интересной жизни»).
И такие конфликты были не редкостью. Не случайно советский актер Михаил Козаков называл ВТО «родным гадючником» (из книги Николая Ямского).
«Столики были заняты, а потому, зачастую, начиналось движение от столика к столику. Вслед за этим то тут, то там вспыхивали мини- и макро-, а то и мегаконфликты, схожие с трагическим случаем, произошедшим с артистом К. Григорьевым. На следующее утро в коридорах и цехах московских театров очевидцы и не так чтобы очень очевидцы становились главными ньюсмейкерами», — вспоминают в Сети.
Именно здесь Михаил Козаков познакомился со своей будущей женой. А Владимир Высоцкий — с Мариной Влади.
И сразу же предрек им общее будущее:
«Мы познакомились в ресторане ВТО, где обычно собирались актеры. Мы с друзьями пришли туда после его спектакля «Пугачев» в Театре на Таганке. Все были в восторге. Володя сразу подошел ко мне и сказал: «Наконец-то я вас встретил. Вы будете моей женой!» — вспоминала в интервью «Известиям» Марина.
И все сопровождалось шутками, веселыми и драматичными выходками.
«Обычно все сидят, разговаривают, и за полночь входит швейцар Володя: «Дорогие гости! Вас дома ждут жены и дети», — все о них уже забыли, а тут он пришел и испортил настроение, но все равно сидели до последнего — пока не закроют буфет», — рассказывал журналист и писатель Александр Нилин в интервью изданию «Москвич Mag».
Ресторан был островком свободы. Сюда захаживали и иностранные гости. Приглашали французского философа Жана-Поля Сартра.
«В Москву приезжал Сартр и осторожно говорил отечественным деятелям культуры, что Россия — это застенок. А ему отвечали: «Да вы с ума сошли! Пойдемте в Дом актера и послушаем, что они несут». Это была келейная отдушина: телевидение тогда ничего не снимало, журналистская компания была мягкая и старая. И наше озорство в Доме актера было дозволенной недозволенностью», — вспоминал актер и режиссер Александр Ширвиндт («Известия»).
Ресторан просуществовал до начала 90-х. Завершилась история пожаром, после которого помещение не подлежало восстановлению.
Сегодня, взглянув на историю ВТО, мы видим не просто ресторан, а место, где переплелись судьбы и зажглись идеи. Это была кухня вдохновения, где на столах смешивались не только блюда, но и истории, ставшие легендой своего времени.