Александра Ежова: «Во время судейства я не тренер, а независимый специалист»

Тренер и судья по плаванию Александра Ежова — о секретах организации успешных турниров, портрете хорошего рефери и психологических методах подготовки детей к выступлениям.
Чуть больше года назад в России запустили пилотный этап государственной программы «Плавание для всех», главная цель которой — научить плавать как можно больше детей. Один из разделов программы, которая будет продолжаться до 2030 года, касается соревнований — например, Всероссийские спортивные игры школьников, помимо других дисциплин, будут включать в себя эстафету по плаванию. Чтобы турниры могли заинтересовать и привлечь в бассейны юных пловцов, их нужно образцово организовывать и проводить, а для этого требуются квалифицированные судейские кадры, считает тренер и судья 1-й категории по плаванию Александра Ежова. Александра научила плавать сотни детей и взрослых в родном Иркутске и участвовала в организации и судействе трех десятков соревнований разного уровня — от городских до международных. Мы поговорили с Александрой о специфике судейской работы, организации турниров и психологической поддержке юных спортсменов.
— Вы хорошо знакомы с закулисьем соревнований, поскольку более 10 лет участвуете в их проведении — вы судья 1-й категории. Какими должны быть соревнования, чтобы дети захотели вернуться в бассейн?
— В первую очередь — максимально комфортными, особенно для тех, кто только начинает свой путь в спорте. Важно делать акцент не на результат, а на участие и удовольствие от процесса. Это особенно актуально для массовых соревнований, таких как Всероссийские спортивные игры школьников, где участвуют дети разного уровня подготовки. Если мы говорим о популяризации плавания, соревнования должны быть доступны не только для воспитанников спортивных школ, но и для обычных детей. Это поможет вовлечь в плавание даже тех, кто не думает о профессиональном спорте. И конечно, важна атмосфера. Поддержка зрителей, грамотное судейство, поощрение всех участников, а не только победителей — все это делает соревнования не стрессом, а праздником, который мотивирует детей заниматься дальше. Важно, чтобы даже те, кто не стал призером, уходили с соревнований с желанием попробовать снова.
— Вы много лет посвятили плаванию как спортсменка, прежде чем стать тренером и судьей. Чем вас привлекла работа судьи, и помогает ли вам то, что в прошлом вы сами были пловчихой?
— Я всегда хотела остаться в мире спорта, поэтому решила попробовать себя в судействе. Еще в юности мне было интересно помогать в организации соревнований для младших спортсменов — это давало возможность быть вовлеченной в процесс и видеть соревнования с другой стороны. Личный опыт в плавании очень помогает. Я понимаю, что чувствуют спортсмены перед стартом, какие ошибки они могут допустить. Часто делюсь с воспитанниками своими историями — в детстве меня не раз дисквалифицировали за мелкие, но досадные нарушения: то очки слетели, то я сбилась со счета гребков и не коснулась бортика, то перепутала стиль плавания. В тот момент это казалось трагедией, но со временем я поняла, что через такие ситуации проходит большинство спортсменов.

— Судить спортивные турниры — задача не из простых: необходимо сохранять хладнокровие и объективность, несмотря на бушующие вокруг страсти. Какими личными чертами и профессиональными компетенциями должен обладать спортивный специалист, чтобы стать успешным судьей?
— В первую очередь важно досконально разбираться в правилах соревнований, следить за их обновлениями, знать технику разных стилей, стартов, поворотов, а также специфику проведения турниров разного уровня. Объективность и беспристрастность — ключевые принципы судейства. Судья должен не только фиксировать нарушения, но и помогать участникам соблюдать регламент. Например, если экипировка спортсмена не соответствует требованиям, судья должен заранее сообщить об этом. Внимательность и концентрация также крайне важны: в плавании победу решают доли секунды. Среди личных качеств, необходимых судье, я бы выделила стрессоустойчивость: соревнования проходят в жестком тайминге, возможны задержки, спорные дисквалификации, апелляции — все это требует выдержки. Коммуникабельность и уважение ко всем участникам тоже играют большую роль: судья взаимодействует с тренерами, спортсменами, их родителями и коллегами по судейству, поэтому важно уметь корректно разрешать спорные ситуации.
— Насколько мне известно, у вас есть опыт организации крупных соревнований с нуля. Я имею в виду Кубок «Акварстар», который вы фактически придумали, а потом подготовили и провели на таком уровне, что его взяла под патронаж Федерация плавания Иркутской области, и он стал региональным турниром. Расскажите, как вы его организовали.
— При подготовке Кубка мне очень помог судейский опыт на всероссийских и федеральных соревнованиях, а также тренерская работа с юными спортсменами. Передо мной стояли две основные задачи: организовать соревнования на высоком уровне с точки зрения судейства и сделать так, чтобы дети не растерялись в большом бассейне, особенно те, кто приехал в наш комплекс впервые. Ключевым этапом стала работа с судейской бригадой. Было важно правильно распределить судей по ролям, провести собрание, разъяснить наши приоритеты — точное и объективное судейство, а также помощь каждому участнику. Мы проговорили, что не только волонтеры, но и судьи должны помогать спортсменам. Напомнить им о необходимости надеть шапочку и очки, правильно встать на стартовую платформу, своевременно выйти из воды после заплыва. Мне было важно создать комфортную атмосферу, чтобы дети получили удовольствие от соревнований и смогли показать все, чему научились. Конечно, мы серьезно готовились, но я не ожидала такого теплого отклика от тренеров и родителей — все отметили высокий уровень организации и заботу о спортсменах. Разумеется, не обошлось без мелких казусов: кто-то из детей забыл плавки, кто-то потерял очки и отказывался плыть в резервных. Но главное, что каждый ребенок добрался до старта и смог выступить.
— Вы упомянули волонтеров. Знаю, что в юности вы участвовали в этом качестве в Русско-китайских играх. Чему вас научил опыт проведения крупных международных соревнований?
— С детства я считала, что международные соревнования, особенно Олимпийские игры, — это что-то невероятное, а их организация за пределами понимания. Однако, участвуя в проведении Русско-китайских игр, я увидела, что, несмотря на более высокий уровень, принципы организации остаются теми же. Среда знакомая, правила те же, но требования к четкости, дисциплине и ответственности намного выше. Этот опыт повлиял на мое желание параллельно с тренерской работой вести судейскую. Вообще же для судьи главное отличие международных соревнований от российских — необходимость знания английского языка. Это стало для меня стимулом совершенствовать язык, ведь моя цель — стать судьей международной категории. Каждый чемпионат мира, Европы и, конечно, Олимпийские игры — это уникальный опыт, и мне хочется стать его частью.

— Вы судья, но прежде всего тренер, а тренерам иногда приходится судить соревнования, в которых принимают участие их воспитанники. У вас тоже наверняка есть такой опыт. Как вам удавалось сохранять беспристрастность?
— Да, судить соревнования, где выступают твои воспитанники, непросто. Как тренеру мне хочется поддержать их, что-то подсказать, но на соревнованиях важно, чтобы спортсмены учились справляться со всеми проблемами самостоятельно. Дети должны на практике осваивать соревновательный процесс, уметь адаптироваться к неожиданным ситуациям и даже переживать такие моменты, как дисквалификация. Это часть их роста как спортсменов. Когда я выступаю в роли судьи, это помогает мне посмотреть на выступление своих подопечных со стороны, более объективно. В этот момент я не тренер, а независимый специалист, оценивающий всех участников по одинаковым критериям. Это позволяет мне не только сохранять беспристрастность, но и лучше понимать ошибки, которые затем можно разобрать на тренировке.
— Соревнования — это всегда стресс для участников, а для детей тем более. Как вы готовите своих подопечных к стартам и помогаете им справляться с негативным опытом вроде проигрыша? Уверена, что у вас есть методики, основанные на научном подходе, ведь вы также спортивный психолог.
— На самом деле дети 7–10 лет воспринимают соревнования иначе, они еще не осознают стресс так, как мы. Чаще всего страхи связаны не с самим проигрышем, а с незнакомой обстановкой — дети теряются, забывают, куда идти, что делать, где их экипировка. Или, наоборот, слишком торопятся, стараясь произвести впечатление на родителей, тренера, товарищей по команде. Поэтому моя задача — сделать соревнования предсказуемыми для ребенка, показать, что заплыв на время ничем не отличается от тренировки. Я всегда смещаю фокус на конкретную задачу. Например, если ребенок боится большого количества зрителей, мы представляем, что он плывет один или рядом с любимым персонажем. Такие игровые методы помогают детям привыкнуть к стартам, а в будущем — находить комфортные для себя способы подготовки: кто-то освоит метод визуализации, кто-то — дыхательные техники для контроля эмоций, а кто-то будет использовать музыку для настройки. Важно, чтобы с раннего возраста у детей формировались привычки саморегуляции. Даже если сначала они не до конца понимают их смысл, со временем это становится частью их спортивного ритуала. Когда же ребенок сталкивается с неудачей, лучший способ прожить ее — это анализ. После каждого старта я обсуждаю с воспитанниками их эмоции, помогаю структурировать мысли, чтобы они сами могли ответить на вопрос, почему не получилось. Такой осознанный подход снижает страх ошибок, и в следующий раз спортсмен уже действует увереннее.